Навигация
A
Ади-хай-пидутам
Айкибудо
Айкидо
Асихара-рю
Атэми-кидо
Б
Багуа-цюань
Бандо
Баншай
Батто-дзюцу
Берсилат
Бо-дзюцу
Боевая машина
Борьба
Бокс
Боевой стиль
Бванг
Буза
В
Вадо-рю
Ваджра-мукти
Варма-калаи
Вин-чун-куэн
Вонхвадо
Во-вьетнам
Вовинам-вьетводао
Вун-хоп-куэн
Г
Гладиаторские бои
Глима
Годзю-рю
Гулат
Гунфу
Д
Дайто-рю
Дан-тэ
Денсёкан-будо
Дим-мак
Джиткундо
Досинкан
Дуаньда
Дзё дзюцу
Дзёсинмон-рю
Дзю дзюцу
Дзюдо
Дзюкадо
Дзюкэндо
Дзиссэн-до
Е
Ёсейкан будо
Ёсейкан-рю
Ёсинкан-рю
Ж
Железная рука
Жуанвильская школа
З
Золотой цветок
Звериные стили
И
Иссин-рю
К
Кадзюкэнпо-кэнбо
Каляри-ппаятт
Капоэйра
Карахо-кэнпо
Карате
Кёкусин-рю
Кэн-дзюцу
Кикбоксинг
Ким ке
Кобаяси-рю
Кобу-дзюцу
Кодзё-рю
Косё-сёрей-рю
Косики-карате
Ко-во-дао
Крав-мага
Кулачный бой
Кунгфу
Кун-тао
Кушти
Кусин-рю
Квонбоп
Киссаки-кай карате
Кюдо
М
Маллявеша
Мацубаяси-рю
Мотобу-чохэ
Муай-тай
Мукки-бази
Мукна
Мусиндо-рю
Му-тау
Н
Нанбу-до
Нарамхай-ниханго
Нагината-до
Нин-дзюцу
О
Ояма-рю
Окинава-карате
П
Панкратион
Пенчак-силат
Праща
Р
Радужный поток
Рюэй-рю
Рюку-кэнпо-карате
Рюку-сёрин-рю
С
Cамбо
Cёбаяси-рю
Cэйдо-дзюцу
Cэньэ
Cёриндзи-рю кэнко
Cёриндзи-кэнпо
Cёриндзи-рю
Cётокан-рю
Cиламбам
Cиндо-рю
Cинь-и-цюань
Cито-рю кэнпо
Cито-рю
Cюай-дзяо
Cубак-до
Cюмо
Cкобарь
Cюкокай-карате
Т
Таеквондо
Тай-дзюцу
Тайзи-цюань
Тайки-кэн
Тайхо-дзюцу
Тенсин-рю
Тессен-дзюцу
Томики-рю
Тосю-какуто
Тхаинг
У
Укидо-кан
Уфучики-рю
Ушу
Уэхара-мотобу-рю
Уэчи-рю
Ф
Французский бокс
Фудокан
Фулл-контакт
Х
Хакко-рю
Хварандо
Ходзё дзюцу
Ц
Цигун боевой
Цинь-на
Ш
Шаолинь-цюань
Ч
Чой-ли-фут
Чубу-сёрин-рю
Чхонмс
Э
Экскрима
Наши партнеры

Скобарь, ломание, или плясать пьяного

И поныне можно разглядеть в приемах кулачного боя черты обрядовой пляски. На Псковщине ее называют скобарь или ломание - ломать веселого. А вообще подобный пляс встречается на всей территории, где некогда жили кривичи - союз восточнославянских племен.

Одна из версий объясняет слово "скобарь" как переделанное "псковарь", то есть житель псковского края. Веселого ломают под гармощечный наигрыш. Мотив незатейлив, довольно ритмичен и, видно, неспроста. Постепенно танцующий, подчиняясь его ритму, входит в определенное психическое состояние. Приплясывая скобаря, отдыхая от трудов и веселясь на празднике, человек, по сути, упражняется для кулачного или палочного боя. Под музыку же присходили и обрядовые поединки. Шли они по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист (в более давние времена - гусляр), прекратив наигрыш. У музыки в этом случае, можно сказать, была полная власть.

Перед началом ломания плясун встряхивал головой, мог взъерошить волосы. Эти действия, определенные возгласы (гиканье), притопывание считаются элементами древней народной магии. Человек как бы выходил из привычного бытового пространства, перебирался в другой пласт бытия. Там уже и время текло иначе, и органы чувств работали по-другому, да и вообще, отношение к жизни или смерти было иным. Поэтому внешне нескладный вроде бы танец (его не сравнить по упорядоченности и расчетливости с японским ката или китайским тао) служил на самом деле весьма ухищренной и действенной подготовкой к поединкам. Расслабленное тело скобаря готово было реагировать не то что на действия соперника, а даже на дуновение ветерка.

Ломание переходило постепенно в обрядовый бой. Подобная схватка - реликтовое наследие тех времен, когда мужчины сражались за женщину в брачном поединке. Одно из его названий - яр.

С другой стороны слово "яр" у славян обозначало жизненную силу и ее проявление. Считая себя потомками Дажбога - Светоносного бога, или Ярила, они жили по солнечному календарю, а в борьбе использовали яровую силу, или энергию, которая управляется солнечным (чревным) сплетением. По восточным же традициям внутренняя энергия ци имеет своим средоточием точку в нижней части живота - дань-тянь, а человеческие биоритмы подчиняются лунным циклам.

Подготовленный в обрядовом ломании мог в критической ситуации вступить и в бой ярый - до полного уничтожения противника. Тренированный боец наносил 56 ударов в секунду. Такая быстрота определялась принципом движений танца. Кстати, в каратэ подобной плотности ведения боя достичь практически невозможно. Дело в том, что каратистские удары в большинстве своем прямолинейны, они имеют некоторую паузу в завершающей фазе и требуют в ней некоторой концентрации силы. Генетически имея меньший, чем европейцы, вес тела и мышечную массу, японец должен, что называется, вложиться в удар, сконцентрировать в нем всю свою мощь для достижения разрушительного эффекта (мы сейчас не говорим о "работе по точкам"). Славянину же, чтобы сбить противника с ног, отправить его в нокдаун, достаточно было и нефиксированного удара с проносом. И лучше, если он наносится по криволинейной траектории - рука без задержки возвращается назад, в то время как другая уже приближается к цели. Высокая "скорострельность" важна в схватке с несколькими противниками, особенно при окружении ими.


по материалам книги "Русский стиль рукопашного боя - стиль Кадочникова", А.Ретюнских.
Новое на сайте
11.02.08 - Обновлен раздел "Download"
7.01.08 - Обновлен раздел "Download"
РЫклама




Rambler's Top100 Counter CO.KZ Яндекс цитирования
Dima Nevernyi © 2010   
X