Навигация
A
Ади-хай-пидутам
Айкибудо
Айкидо
Асихара-рю
Атэми-кидо
Б
Багуа-цюань
Бандо
Баншай
Батто-дзюцу
Берсилат
Бо-дзюцу
Боевая машина
Борьба
Бокс
Боевой стиль
Бванг
Буза
В
Вадо-рю
Ваджра-мукти
Варма-калаи
Вин-чун-куэн
Вонхвадо
Во-вьетнам
Вовинам-вьетводао
Вун-хоп-куэн
Г
Гладиаторские бои
Глима
Годзю-рю
Гулат
Гунфу
Д
Дайто-рю
Дан-тэ
Денсёкан-будо
Дим-мак
Джиткундо
Досинкан
Дуаньда
Дзё дзюцу
Дзёсинмон-рю
Дзю дзюцу
Дзюдо
Дзюкадо
Дзюкэндо
Дзиссэн-до
Е
Ёсейкан будо
Ёсейкан-рю
Ёсинкан-рю
Ж
Железная рука
Жуанвильская школа
З
Золотой цветок
Звериные стили
И
Иссин-рю
К
Кадзюкэнпо-кэнбо
Каляри-ппаятт
Капоэйра
Карахо-кэнпо
Карате
Кёкусин-рю
Кэн-дзюцу
Кикбоксинг
Ким ке
Кобаяси-рю
Кобу-дзюцу
Кодзё-рю
Косё-сёрей-рю
Косики-карате
Ко-во-дао
Крав-мага
Кулачный бой
Кунгфу
Кун-тао
Кушти
Кусин-рю
Квонбоп
Киссаки-кай карате
Кюдо
М
Маллявеша
Мацубаяси-рю
Мотобу-чохэ
Муай-тай
Мукки-бази
Мукна
Мусиндо-рю
Му-тау
Н
Нанбу-до
Нарамхай-ниханго
Нагината-до
Нин-дзюцу
О
Ояма-рю
Окинава-карате
П
Панкратион
Пенчак-силат
Праща
Р
Радужный поток
Рюэй-рю
Рюку-кэнпо-карате
Рюку-сёрин-рю
С
Cамбо
Cёбаяси-рю
Cэйдо-дзюцу
Cэньэ
Cёриндзи-рю кэнко
Cёриндзи-кэнпо
Cёриндзи-рю
Cётокан-рю
Cиламбам
Cиндо-рю
Cинь-и-цюань
Cито-рю кэнпо
Cито-рю
Cюай-дзяо
Cубак-до
Cюмо
Cкобарь
Cюкокай-карате
Т
Таеквондо
Тай-дзюцу
Тайзи-цюань
Тайки-кэн
Тайхо-дзюцу
Тенсин-рю
Тессен-дзюцу
Томики-рю
Тосю-какуто
Тхаинг
У
Укидо-кан
Уфучики-рю
Ушу
Уэхара-мотобу-рю
Уэчи-рю
Ф
Французский бокс
Фудокан
Фулл-контакт
Х
Хакко-рю
Хварандо
Ходзё дзюцу
Ц
Цигун боевой
Цинь-на
Ш
Шаолинь-цюань
Ч
Чой-ли-фут
Чубу-сёрин-рю
Чхонмс
Э
Экскрима
Наши партнеры

Дзю-дзюцу (джиу-джитсу)

Термин «Дзю-дзюцу» (искаженное произношение — «джиу-джитсу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «дзюцу» переводится как «техника, способ». Итак, дзю-дзюцу (джиу-джитсу) — это «мягкая, или податливая техника». Мастер дзю-дзюцу уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, а тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу (джиу-джитсу)(«поддаться, чтобы победить»), наставники прибегают к выражениям вроде того, что «ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и что «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».

Предшественниками дзю-дзюцу (джиу-джитсу) были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрои куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI—XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам («атэми-вадза»).

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), близкую к технике современного дзю-дзюцу (джиу-джитсу), основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер «циньна» (или «шинь-на»), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу (джиу-джитсу): Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.

В конце XVI ив первой половинеХVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы дзю-дзюцу (джиу-джитсу) возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 400. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие.

Исо Мутаемон — одна из самых известных фигур в истории дзю-дзюцу (джиу-джитсу) — родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Ёсин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и в конце концов попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Синно-синдо-рю. Несколько лет спустя он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в «мусасюгё» — путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу.

На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы.

Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсин-синъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников.

Характерной особенностью дзю-дзюцу (джиу-джитсу) на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство.

Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза — прием ученика в школу. Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего.

Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по многу часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли «окудэн» — «глубокие приемы»).

Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам.

Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословиями. Европейцы и американцы впервые познакомились с дзю-дзюцу (джиу-джитсу) уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире дзю-дзюцу (джиу-джитсу) получило только с 50-х годов.

Особый интерес к дзю-дзюцу (джиу-джитсу) проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного дзю-дзюцу на 55—65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35—45% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, дзю-дзюцу (джиу-джитсу) — это техника комбинированного рукопашного боя. Даное определение тем более уместно потому, что в дзю-дзюцу (джиу-джитсу) широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, «классическими» его видами считаются «явара» (палочка длиной от 15 до 30,5 см), «дзё» (дубинка длиной примерно в один метр) и «бо» (шест длиной в 2—2,5 метра), а также «вэй» (веревка или пояс) и «танто» (обычный нож).

Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы дзю-дзюцу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование «военного» оружия — штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

Ведущую роль в современном дзю-дзюцу (джиу-джитсу) по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5—6 крупных (самая большая — Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 10—15 лет в разных странах (в США, Франции, СССР и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное дзю-дзюцу. Надо отметить, что уставы международных организаций дзю-дзюцу (джиу-джитсу) разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника дзю-дзюцу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие — на броски через бедро или корпус, третьи — на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее «основной» техники, изучают и другие способы самозащиты.

Новое на сайте
11.02.08 - Обновлен раздел "Download"
7.01.08 - Обновлен раздел "Download"
РЫклама




Rambler's Top100 Counter CO.KZ Яндекс цитирования
Dima Nevernyi © 2010   
X