Навигация
Основные школы ушу
Цигун
Динамические упражнения
Тай цзи цюань - рекомендации
Тай цзи цюань
Классические упражнения ушу
Отработка ударов
Наши партнеры
Материал взят из книги Бердышева С. Н. "Боевые искусства. Философия и техника боя"

Разновидности и основные школы ушу. Техника движений, лежащая в основе школ

В Китае все "классические" ушу разделялись на три группы: борьба с оружием и без него; стрельба и метание; театрализованные и спортивные представления. В других источниках разделялась борьба без оружия и фехтование в рукопашном бою, но четкой черты между ними не существовало, т.к. обучение воинским искусствам предусматривало владение всеми видами оружия.

В современном ушу четко разграничены два течения. Одно из них является формальным и по содержанию переплетается с акробатической гимнастикой и спортивной борьбой. В другом направлении сохранена связь с восточными традициями и содержатся элементы тайного (эзотерического) учения. Иногда это направление ушу называют каноническим, потому что оно предусматривает строгое и неукоснительное следование законам и требованиям восточной философии.

Ушу разделяется на множество стилей и направлений. Некоторые из них сильно отличаются друг от друга, другие имеют общие черты. Если одни напоминают грациозный танец, то другие отличаются применением силы и характеризуются мощными движениями. Прежде чем приступить к изучению и освоению данного вида восточной борьбы, необходимо определиться с выбором одного стиля, потому что серьезно углубиться во все стили и направления ушу невозможно. Эта часть главы призвана помочь читателю в выборе стиля. Для начала следует понять, что представляют собой стили ушу.

Некоторые историки стили ушу связывают с географическим положением. Река Янцзы разделяет Китай на две части: северную и южную. На Севере преобладают "внешние" стили. В этой части Китая население представлено крепкими и сильными людьми, потомственными охотниками и скотоводами. Традиционно они ведут атаки с дальней дистанции, применяют мускульную силу, большое внимание уделяют акробатическим прыжкам и технике ударов ногами. В процессе развития восточных боевых искусств эти школы стали основой японского каратэ, т.к. в древности в Китай прибывало множество японцев, желающих обучиться китайским приемам. В технике ушу "внешнего стиля" и каратэ содержится очень много общих элементов.

В южной части Китая преобладают "внутренние" стили. Здесь живут люди небольшого роста, уступающие в силе северянам. Большая часть населения этой области занимается земледелием и рыболовством. Их борьба традиционно ведется с ближней дистанции, основное внимание в ней уделяется технике ударов руками, ловким и плавным движениям, устойчивым стойками и компактным шагам. Все движения борьбы "внутреннего" стиля направлены на высвобождение внутренней энергии и основываются на согласованной работе человека с космическими силами.

Приемы внутренней системы во многом схожи с приемами боя китайских воздушных змеев. Когда шнур змея натянут очень туго, противник сможет легко сбить его. Так же и в схватке между противниками: когда человек напрягается, противник легко сможет одержать над ним верх. Это означает, что все приемы должны выполняться в расслабленном состоянии, а достичь этого не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Представители "внутреннего" стиля ушу хорошо понимают, что такое покой и сохранение энергии. Каждое усилие, затрачиваемое ими, производит соразмерный им объем работы, они не теряют, не расточают и не разбрасывают свои силы впустую, в то время как остальные, не понимающие закона расслабления затрачивают от трех до двадцати пяти раз больше энергии, чем нужно для выполнения приемов.

Восточная борьба по "внутренней системе" является прямой противоположностью бою рогами (чяо ти шу), распространенному в Китае в доисторическую эпоху. Примитивные и варварские приемы остались в далеком прошлом. В ранних даосских трактатах говорится о том, что грубый и резкий человек никогда не сможет добиться успехов. Один из них содержит следующее высказывание: "Кто стоит на кончиках пальцев, не стоит твердо. Кто делает самые большие шаги, не двигается наибыстрейшим образом" ("Путь и мощность", Дао Дэ Дзин).

Основными постулатами "внешней" системы являются зрение, кулак и стопа, а "внутренней" - воля, жизненная энергия и сила.

"Внешняя" система акцентирует внимание на регуляции дыхания, тренинге костей и мускулов, развитию способности наступать и отступать, единству твердого и мягкого. "Внутренняя" система основывается на тренинге костей и мускулов, упражнениях ци гунг, подавлении атаки спокойствием и несет в себе цель - повергнуть врага в тот момент, когда он атакует. Но "внешняя" и "внутренняя" системы имеют и общие моменты.

Так как "внешние" стили имеют много общих черт с каратэ, обучаться им лучше с дополнительными методическими рекомендациями по каратэ. Тем, кто предпочитает "внутренние" стили, следует внимательно рассмотреть тай цзи и ее японскую разновидность тайкиокукен.

Основными "внутренними" школами являются Синг И Лю Хо Цюань ("Кулак шести соединений"), Ба Гуа Чан и Тай Дзи Цюань ("Бокс Великого предела"). К "внешним" школам относятся Хунг-Гар, Чой Ли Фут, Винг Цунь, Танг Ланг Бай, Хао Бай, Ми Цунг Бай, Цуй Ба Хсень и др.

Синг И Лю Хо Цюань

Школа Синг И Лю Хо Цюань ("Синг" - спокойствие, "И" - воля) учит, что мысль и действие должны работать одновременно. Создателем стиля считается знаменитый сунский полководец Юэ Фэю. В процессе развития эта школа разделилась на три направления: консервативный стиль ли цунь и; естественный стиль, в котором основное внимание уделяется воле; синтетический стиль.

Название "Кулак шести соединений" подразумевает три внешних и три внутренних соединения. К внутренним соединениям относятся: 1) синг (подсознание), и (воля); 2) и и ци; 3) ци и ли (физическая сила). Внешние соединения отвечают за координацию и включают плечи и бедра, локти и колени, ладони и стопы. Важнейшими принципами в синг и являются: 1) три важнейшие позиции тела; 2) кулак, представляющий превращения пяти исходных элементов; 3) 12 образов животных.

На приемы синг и, так же как и других школ и направлений, большое влияние оказало наблюдение за животными, среди которых дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, курица, ястреб, ласточка, змея, мифическая птица Тай, сокол и медведь. Основными стойками в синг и являются: 1) стойка "лошади" - удар ногой снизу; 2) стойка "ласточки" - боковые удары, подобно птице, распустившей крылья; 3) стойка "обезьяны" - одновременная блокировка и снизу, и сверху; 4) стойка "тигра" - двойной удар кистями, подобно кошке, наносящей удар лапами; 5) стойка "дракона" - уклонение от нападения путем быстрого опускания центра тяжести тела.

Каждая из 12 форм представляет собой базовый комплекс, все приемы и упражнения которого выполняются очень быстро и энергично. Перед освоением приемов обучающийся должен научиться "вживаться" в образ каждого животного, имеющего свои особенности поведения.

Для дракона, например, характерно частое изменение уровня позиции, все его движения непредсказуемы и неожиданны. Единым элементом для всех форм является крепкая опора и линейные движения. Удар выполняется подобно катящейся волне.

Для каждой части тела предусмотрена отдельная роль, а именно: поясница - "утоплена", плечи - опущены, грудь - оттягивается, голова - "выталкивается" вверх, язык - располагается против твердого неба, кисть руки - немного подымается вверх, крестец - закручивается внутрь и вверх.

Основными элементами тактики школы Синг И Лю Хо Цю-ань являются: подымание, сверление, падение, опрокидывание. Каждое упражнение представляет собой отдельное и ясно различимое движение, которое происходит, подобно вспышке. Этого можно достигнуть лишь при расслабленном теле. Быстрыми и стремительными движениями современное синг и напоминает каратэ.

Ба Гуа Джанг

Название данной школы происходит от философской системы И Дзинг ("Книга перемен"). Первоначально эта книга использовалась как учебник для предсказателей, но позже стала одной из основных книг конфуцианства и источником знаний для даосов.

Триграммы были преобразованы в гексаграммы. Оба вида этих обозначений по-китайски называются гуа (диаграмма). Название школы Ба Гуа означает "восемь диаграмм". Теория этой школы основывается на утверждении, что Ба Гуа - это непрерывные изменения, не имеющие ничего постоянного.

Чтобы лучше понять содержание данного направления в ушу, следует познакомиться с его происхождением. Основателем его считается некий Дунг Хай Чуань, который много лет учился у даосов и еще в молодом возрасте стал очень знаменитым. Однажды он получил вызов от Гуо Инь-Шеня, представителя школы Синг И Лю Хо Цюань. Поединок между двумя бойцами длился два дня. Гуо, известный своим умением сокрушать одним ударом, за это время не получил никакого преимущества. На третий день Дунг смог перейти в атаку и одержал над Гуо блестящую победу. Гуо с достоинством признал свое поражение, и бойцы заключили между собой братский договор. С этого времени школы Синг И Лю Хо Цюань и Ба Гуа Джанг органично дополнили друг друга.

Стиль ба гуа джанг отличается частым изменением положения ладоней, каждое из которых совпадает с определенным гуа, т.е. с диаграммой и дзинь. Положения ладоней дополняют быстрые перемещения по кругу, выполняемые с вращением корпуса в пояснице. Все движения выполняются без пауз и плавно переходят из одного в другое. Шаги при выполнении движений короткие и компактные. При каждом шаге одна нога слегка задевает другую.

Основным упражнением ба гуа джанг является хождение по кругу в высокой, низкой и средней позициях. Во время хождения тело крутится и вращается. Большое внимание при обучении уделяется технике рук, ног, взгляда, дыханию и концентрации внутренней энергии. Вся техника ба гуа джанг базируется на внезапности и неожиданности и содержит цель ввести противника в заблуждение путем многочисленных изменений положений ладоней.

Большое внимание в ба гуа джанг отводится тренировке, развивающей внутреннюю силу. В качестве образа приводится кошка, притаившаяся у мышиной норы. Она сидит в удобном и грациозном положении. В ней не заметно ни малейшего напряжения мышц, ни скованности. Данное зрелище являет собой прекрасную картину жизни, находящуюся в покое, но готовую мгновенно перейти в действие. Животное сидит тихо и неподвижно, но при необходимости бросается вперед, подобно вспышке молнии.

Во время тренировок занимающиеся "вживаются" в образ гуся, отбившегося от стаи. Когда он начинает выполнять движения руками, то способен передвинуть горы.

В поединке он отступает и ловко уходит от противника, не выпуская ситуации из-под контроля. При выполнении всех движений он затрачивает минимальное количество усилий. Для всех упражнений и приемов ба гуа характерно следующее: прямое положение шеи и подбородка; расслабленные и опущенные вниз плечи; прямой крестец и сокращенные мышцы заднего прохода; глубокое дыхание; пристальное наблюдение за ладонями. Тело при выполнении движений подобно свернутой пружине, резко разворачивающейся в момент удара.

В отличие от синг и, акцентирующей вертикальную силу и кулак, ба гуа основное внимание отводит открытой ладони и горизонтальной силе. Если в синг и действует линейная система, то в ба гуа - круговая.

Отличительными чертами ба гуа являются: а) стойки на одной ноге, предназначенные для развития устойчивости и равновесия; б) движение левой кистью, символизирующее контакт с небом, и движение правой кистью, символизирующее контакт с землей, оба движения являются отличной блокировкой по двум уровням; в) атакующий прием с левой стороны тела, сопровождающийся защитой поднятой вверх кистью правой руки; г) изменение положения ладони при медленной ходьбе по кругу; д) приседание как защита от нападения.

Как уже упоминалось, базовым упражнением ба гуа является ходьба по кругу. При этом обучающиеся должны обращать внимание на следующие моменты. Во время перемещения центра тяжести необходимо концентрировать внимание на ощущениях, возникающих в различных частях тела, особенно в руках, как будто "погружающихся в воду".

Во время движения бедра должны быть развернуты в центр круга. Путем концентрации внимания на внутренних силах организма обучающийся усилием воли направляет жизненную энергию в руки, а затем в кончики пальцев. Все остальные части тела в это время должны быть расслаблены.

Время от времени ходьба прерывается, и обучающиеся принимают положение под названием "Поддерживание Неба". Данная поза служит средством установления гармоничного контакта между различными частями тела. Цель положения - предоставить человеку возможность почувствовать себя частью Вселенной и ее мелкой, но очень важной частицей.

В процессе совершенствования основных навыков ба гуа обучающиеся учатся переходить из позы "Поддерживание Неба" в атакующие положения. При этом выполняется движение, которое может служить отличным средством для перехода в двойную атаку вперед и назад внутренней кромкой руки.

Ученики, достигшие определенного уровня мастерства, постигнувшие движение жизненной энергии в организме, обращаются к упражнению под названием "Срывание фруктов", цель которого - направить энергию наружу и освободиться от нее через кончики пальцев. Достигнуть этого можно при максимальной концентрации внутренних сил.

Сегодня ба гуа пользуется большой популярностью в Китае. Некоторые применяют его как средство обороны, но большая часть населения обращается к нему с целью улучшить состояние здоровья. Основные упражнения ба гуа оказывают прекрасное оздоровительное воздействие на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую и желудочно-кишечную системы организма.

Школа Тай Дзи Цюань

Название этой школы ушу в переводе звучит как "Бокс Великого Предела". Школа Тай Дзи Цюань имеет прямую связь с диаграммами и дзина и служит "ключом" к пониманию даосской философии. Чаще всего этот вид борьбы применяется как терапевтическая гимнастика. Для того чтобы он стал боевым методом, требуется затратить много времени и сил.

Основное внимание в данном направлении уделяется укреплению организма путем выполнения ряда упражнений, доступных всем, независимо от возраста, пола и сил. Для занятий тай дзи цюань достаточно 10 мин свободного времени и небольшой площади. Тот, кто занимается тай дзи цюань в соответствии со всеми рекомендациями, в скором времени становится гибким, как ребенок, достигает крепкого здоровья и обретает светлый разум. Тай дзи цюань оказывает благоприятное влияние на дыхательную систему, регулирует систему пищеварения и других важных органов, часто применяется при лечении неврастении, гипертонии, анемии, туберкулеза и многих других серьезных заболеваний.

Тай дзи цюань учит уступать другим, подавлять собственное упрямство и эгоизм. Символом данного учения является круг, разделенный на две части: светлую (ян) и темную (инь). Из взаимодействия этих двух противоположных начал возникли пять первоэлементов: огонь, вода, земля, дерево и металл.

Создателем тай дзи цюань считается Джанг Санг-фэнг. В 67 лет он встретил учителя даосов, который раскрыл ему секреты достижения долголетия. После этого Джанг Санг-фэнг в течение 13 лет жил в горах и совершенствовал свое искусство. Так возникло учение тай дзи цюань. Некоторые даосские концепции Джанг Санг-фэнг изменил и преобразовал, но первоначальные способы постановки дыхания в учении сохранились.

В процессе развития тай дзи цюань в него были включены парные упражнения. Большинство из них сохранились до нынешнего дня. Парные упражнения учат правильно распределять собственную силу, а силу нападающего использовать для победы над ним. В конце XVIII - начале XIX вв. стиль тай дзи цюань разделился на два стиля: "старый" (синь дзя) и "новый" (лао дзя).

Основой современного тай дзи цюань является ци, т.е. энергия, связанная с кровью и дыханием. При рассмотрении содержания учения принято исходить из "половой энергии" (дзин), которая при правильном дыхании преобразуется в "жизненную" энергию (ци). В процессе превращения одного вида энергии в другой главную роль играет "центральная точка" человека. Ци должна протекать по двум важным каналам. Один из них располагается посередине наружной поверхности тела и посередине спины. Если Ци правильно протекает по двум направлениям, в человеке гармонично распределяются полярные силы ян и инь. В результате этого основные группы мышц получаю нагрузку, способную изменить сущность человека в лучшую сторону.

Тай дзи цюань включает в себя три группы движений, которые символизируют три главные силы: небо, землю и человека. Чтобы достичь совершенства, обучающийся должен успешно пройти все три этапа. Первая группа движений направлена на развитие дыхательной системы. Упражнения второй группы содержат в себе цель укрепить дух человека. При выполнении упражнений третьей группы энергия ци сохраняется и накапливается в костном мозге. В конечном итоге кости человека становятся крепкими, а умственная энергия выходит на самый высокий уровень.

В процессе выполнения упражнений и приемов тай дзи цюань занимающиеся учатся правильно располагать свое тело в поле земного магнетизма. Их рука на первый взгляд кажется мягкой, но тот, кто попытается ее поднять, сможет сделать это с трудом. Атака в тай дзи цюань ведется резко и чисто, без видимых усилий. Мастера тай дзи отбрасывают противника на несколько метров, но при этом он почти не чувствует боли. Вскоре все части его тела приходят в беспомощное состояние.

Основными принципами тай дзи цюань, применяемыми на практике, являются расслабление, подражание ребенку, плавность, спокойствие и дыхание. Перед началом занятий тай дзи обучающиеся должны полностью расслабиться, чтобы ци имела возможность свободно передвигаться по каналам. Сначала следует расслабить грудную клетку. Затем опускаться мысленным взором ниже и стараться освободить от напряжения все группы мышц. В процессе этого обучающийся должен почувствовать, как внутренняя энергия накапливается в районе пупка - "центральной точке". Отсюда в определенный момент ци устремится во все жизненно важные органы.

Освободиться от напряжения и достичь полного расслабления помогает медленное выполнение поз тай дзи цюань. Все они направлены на устранение жесткости и силы из верхней части туловища. Отсюда напряжение должно стечь в пятки. Позвоночник при этом следует держать прямо, но также в расслабленном состоянии, чтобы ци по нему могла беспрепятственно достигнуть верхней части головы. Голову следует держать так, словно она подвешена за волосы к потолку. При таком положении головы человек может почувствовать свое тело легким, почти невесомым.

Искусству расслабления, в процессе которого можно избавиться от негативных мыслей, человека учит природа. Великий знаток этого дела - ребенок. Но, вырастая, человек приобретает массу искусственных привычек и утрачивает те, которые были ему продиктованы самой природой. Чтобы в совершенстве освоить процесс расслабления с целью накопления ци, тай дзи рекомендует как можно чаще мысленно возвращаться в детство и подражать ребенку. Ребенок всегда дышит, не поднимая грудную клетку, за счет живота. На неожиданные и внезапные моменты он реагирует мгновенно, но тело его при этом остается расслабленным. Благодаря этой способности ребенок часто выходит невредимым из самых опасных ситуаций.

На кровати, где спал ребенок, всегда можно увидеть след - отпечаток, который оставило его тело. Такого же состояния должен достигнуть каждый обучающийся тай дзи. Полного освобождения мышц от напряжения помогает достигнуть образное сравнение. Ученикам предлагается представить, будто их тело так же мягко, как мокрая тряпка, мягко с головы до ног и лежит плашмя без всякого признака упругости. Примером для упражнений тай дзи могут служить и хватательные движения ребенка. Когда он хватает какой-нибудь предмет, вырвать его у него очень трудно. Ребенок удерживает предмет крепко, но не изо всех сил. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, как ребенок стоит: крепко, но не жестко. Итак, достигнуть высокого уровня в тай дзи сможет только тот, кто будет вести себя естественно и непринужденно, как ребенок.

Все движения в тай дзи выполняются легко и твердо. При шаге назад необходимо касаться пола сначала пальцами ног, а вслед за этим опускать всю стопу. При шаге вперед, напротив, вначале должна быть опущена пятка. Голова, руки и ноги в идеале должны действовать в едином ритме. Основанием для всех движений тела служит поясница. Она является стержнем, из которого движениям сообщается скорость, сила и мощь. Все движения в тай дзи выполняются по криволинейной траектории, что позволяет накопить энергию и избавиться от напряжения в мышцах. Сильные атаки отклоняются круговыми движениями. Они помогают лишить противника равновесия и опрокинуть его.

Тай дзи исключает все резкие и жесткие движения. Согласно учению, только плавность позволяет выполнять все движения точно, способствует оттоку негативных мыслей и помогает полностью сконцентрироваться на поведении противника. Пауз между движениями в тай дзи не предусмотрено. Считается, что с каждой задержкой движения задерживается и поток энергии. В качестве примера, обучающимся приводится движение, подобное вытягиванию шелковой нити из кокона. С самых первых занятий следует учиться выполнять движения плавно, равномерно, естественно и легко. Малейшая пауза грозит разрывом нити.

Плавности при выполнении упражнений можно достичь только при спокойном состоянии разума. Поэтому тай дзи предусматривает избавление от негативных мыслей и образов. Постоянные попытки возбужденных мыслей выражаются в действии. Когда мышцы и нервы человека находятся в постоянном напряжении, происходит постепенное истощение жизненности во всем организме.

Большое внимание в тай дзи уделяется правильному дыханию. Вначале изучаются одни движения, затем занимающиеся учатся соединять их с дыхательными упражнениями. Когда руки поднимаются вверх или разводятся в сторону, вдох всегда делается через нос. Выдох всегда следует за опусканием рук вниз или их смыканием.

Внешние системы

Школа Хунг-Гар, известная также под названием Сюлумбай, считается школой древнего монастыря Шаолинь. Первым систематизировал и рассмотрел упражнения этого направления некий Хунг Хэ Гун, именем которого и названа школа. Этот человек постигал основы рукопашного боя под руководством монаха из Шаолиня. Хунг-гар во многом напоминает японское каратэ. Это направление отличается такими же низкими и устойчивыми позициями и стремлением к концентрации силы. Базовым приемом этой школы является прием открытой кистью. В основу данного учения легли движения, имитирующие движения дракона, леопарда, тигра, змеи и цапли. Среди "внешних" школ распространен также стиль чой ли фут. Родиной этого стиля является юг Китая. Он состоит из приемов школы Шаолинь, составленных в XIX в. Чжань Хенгом. Третьим крупным стилем "внешней" системы считается винг чунь, или винг чунь бай. В последнее время он широко развивается во многих странах мира. Предполагается, что он был основан монахиней буддийского монастыря Нг-муй. Данное направление основывается на экономии движений, свободных стойках, лишенных напряжения, и коротких движениях, выполняемых по прямой линии. В отличие от других школ и направлений ушу, в винг чунь могут практиковаться женщины.

Танг ланг бай, иначе бокс "богомола", был создан в XVII в. Основателем его считается Вонг Лонг, который много времени посвятил наблюдениям за манерой борьбы богомола. Характерные для этого животного движения стали основой данной школы, но впоследствии к ним добавились движения других животных. В скором времени этот стиль разделился на два течения: южный и северный. В основу южного легли удары коленом. Северный стиль имеет более разнообразную манеру боя, основное внимание в нем уделяется приемам ног.

Хао бай, или стиль "цапли", характеризуется "пиковыми" ударами пальцев, стойками на одной ноге, движениями, подобными хлопанью крыльями, и разнообразными атаками ногами, направленными в область коленного сустава противника. Стиль цуй ба хсень, или "пьяный человек", построен на стремлении нападающего ввести противника в заблуждение своими движениями. Все движения этого стиля на первый взгляд лишены всякой логики, но на самом деле несут в себе глубокое содержание. Нападающий топчется на месте, падает, совершает перевороты через самого себя, выполняет обманные движения и т.д. Мастер цуй ба хсень способен проделать все эти движения, держа в одной руке стакан с водой. При этом он не прольет ни единой капли.

Ло хо куэнь бай является одним из самых сложных стилей ушу. Он характеризуется частыми перемещениями и многочисленными приемами, основанными на смене позиций высших ката. Этот стиль известен также под названием "потерянная трасса". В схватках бойцы ло хо куэнь бай, достигшие высокого уровня мастерства, способны выполнять сложные движения и сразу же за ними совершать сложный акробатический прыжок и нанести в нем целую серию мощных ударов ногами.

Самым знаменитым среди всех направлений "внешней" системы является Шаолиньская школа. Согласно одной из восточных легенд, некий Сяо Вэн из династии Северная Вэй (386-534 гг.) основал столицу в Лоянге и на северной стороне горы Шаоши в провинции Хэнань построил монастырь Шаолинь. Монастырь имел 20 верхних и 20 нижних дворов, со всех сторон был окружен горами, зарослями бамбука и кедровых деревьев. Живописный пейзаж дополняли водопады.

В середине VI в. в эти места из Индии прибыл буддистский монах Боддхидхарма. Его имя в переводе означает "просветленный разум". Этот человек стал самой значительной фигурой в китайском боксе и в Дзен-буддизме. Боддхидхарма нашел монастырь Шаолинь подходящим местом для медитаций. В размышлениях и созерцании провел он в монастыре целых 9 лет, внушив тем самым крайнюю степень уважения местным монахам. Китайские служители Будды изначально вели спокойный и размеренный образ жизни. Такой фанатизм и преданность своему делу увидели впервые.

В результате своих долгих размышлений Боддхидхарма пришел к выводу, что подлинный смысл жизни состоит в укреплении тела и духа, т.е. в совершенствовании. Только таким путем человек может в полной мере постичь и себя, и других, а также природу и окружающий мир. Проповеди Боддхидхарма не нашли особого восторга у монахов, и тогда он предложил им освоить 18 упражнений, с помощью которых можно противостоять бандитам в случае нападения.

Монахи не осмелились перечить "человеку с горящими глазами", начали заниматься и незаметно для себя вошли во вкус. После смерти своего учителя монахи на основе его упражнений создали множество комбинаций, которые до сих пор являются базовыми практически во всех стилях ушу. Шаолинь на несколько веков стал местом паломничества желающих постичь тайны ушу. Имя Боддхидхарма навсегда вошло в историю боевых искусств.

Сегодня в провинции Хэнань, где расположен храм Шаолиньсы, действует дворец гимнастики ушу. Для иностранцев здесь открыты срочные и годичные курсы, на которых можно постичь секреты ушу и получить знания по буддизму и китайской народной медицине. Кроме того, в наши дни в Китае проводится огромная работа по упорядочению ушу. Все древние записи рассматриваются и расшифровываются, но, к сожалению, до наших дней их сохранилось крайне мало. В настоящий момент известно лишь несколько трактатов по стилям ушу. Самый полный из них - канон тай дзи цюань, часть шаолиньских архивов.

Новое на сайте
11.02.08 - Обновлен раздел "Download"
7.01.08 - Обновлен раздел "Download"
РЫклама




Rambler's Top100 Counter CO.KZ Яндекс цитирования
Dima Nevernyi © 2010   
X