Навигация
24 приема работы с шестом
Описание движений с шестом
Практическое применение
Наши партнеры

Особенности практического применения тайцзи гунь.

Среди прикладного оружия ушу, шест занимает одно из самых почетных мест. Не зря еще в старину любили повторять: "Воору­женный кованым шестом полководец не пропустит врага". Эти слова свидетельствуют об огромной мощи, которую шест предо­ставляет воину, а также большое превосходство над другими. Если к возможностям шеста, как оружия, добавить мужество и смелость - воин неодолим.
Существует две разновидности выполнения боевых приемов с шестом.
Первая - выполнение приемов в стиле школы Шаолинь. Шест держится двумя руками и особенностью выполнения приемов яв­ляется установка на силовое превосходство, мощность ударов, уг­рожающие движения, пугающие выкрики и короткие, быстрые удары.
Работа шестом в стиле школы Тайцзи отличается тем, что большинство приемов выпол­няется одной рукой, данное направление разнообразнее, сложнее технически и сродни многим приемам работы с мечом и саблей.
Технические принципы работы с оружием в ушу сводятся к тому, что если оружие длинное, то приемы выполняются корот­кие; если оружие короткое, то приемы или удары длинные.
Шест - нечто среднее, поэтому структура работы с ним не простая, содержание богатое, движения динамичны с характерны­ми переходами и высокой подвижностью, высокоэффективна за­щита и атака тайцзи гунь, взаимосочетание резких ударов и плав­ных движений, четкое разграничивание легкого и тяжелого, твер­дого и мягкого.
Упражнения с шестом легко усваиваются и удобны в практическом применении, а также укрепляют здоровье и делают тело красивым, а дух твердым.
Исходное положение. Ощутить форму Тайцзи, шест готов дей­ствовать.
Положение - ноги вместе, правой рукой держим шест ладонью вверх, передний конец его касается земли. Согнутую в локте ле­вую руку держим перед грудью ладонью вправо пальцами вверх так, словно держим в обеих руках шар - символ Тайцзи. Это по­ложение или начальная стойка имеет два основных смысла: пер­вый, это прием, выполняемый шестом, который называется бэн. Выполняется он быстро и с применением силы, со взрывным проявлением ци и хорошей реакцией.
Если противник атакует вас копьем в грудь или лицо, то сле­дует, применяя прием бэн, резко поднять шест снизу вверх и на­нести сильный встречный удар по левой руке противника, держа­щего копье.
Второй смысл заключается в том, что вы, нанося неожиданный удар снизу вверх по копью, сбиваете его с направления удара и получаете превосходство над противником, нанося атакущий удар.
Особенностью исходного положения или начальной стойки яв­ляется прием бэн (удар снизу вверх).

1. Стойка золотого петуха посреди дзора, никак не достать его.

Если противник атакует копьем в плечо, то следует мгновенно поднять колено левой ноги вверх и одновременно отреагировать на действия противника приемом бо или гуа. Приемы бо и гуа имеют значение "заслониться шестом, отводя удар противника"; от того, насколько быстро вы сумели отреаги­ровать на атаку, насколько сильным был отвод шестом копья про­тивника, насколько движения ваших рук и ног при этом сочета­лись, будет зависеть эффективность выполнения приема защиты.
Прием богуа - опережающий действия противника прием защиты, который способен защитить как верхнюю, так и нижнюю часть тела.
Держа шест горизонтально на уровне груди, вы можете в слу­чае атаки в голову моментально отвести удар, подняв его вверх, и опустить вниз в случае атаки в живот или бедро.
Особенностью данной стойки является прием богуа (заслонить­ся шестом, отводя удар противника).

2. Золотая кукла раскручивает круги, тяжелый шаг вперед.

После упражнения стойки золотого петуха, правой рукой вы­носится правый конец шеста по горизонтальной вперед, атакуя противника в висок, в точку Тайян. Такое движение еще имеет название "красный феникс устремляется к солнцу".
Так как удар наносится справа в левый висок противника, тот должен и вынужден защищаться, левой рукой хватая конец шеста. Тогда вы при помощи обводящего движения шестом огибаете предплечье противника и давите вниз, заставляя его наклоняться и опускать голову.
Вместе с этим вы с силой опускаете левую ногу, наступая на подъем ноги противника и не давая ему двинуться с места.
Выполнение этого приема требует хороших силовых качеств, высокой скорости движений, проявления ярости тигра в бою с драконом, воодушевления и подвижности.
Особенностью данной формы движения с шестом является при­ем цзяо (скручивание, опутывание руки противника), а также при­емы яжань (приклеивание, припечатывание), хлесткий удар дру­гим концом шеста в голову противника, и прием дянь (прокалыва­ние) по подъему ступни противника левой ногой.
Эти приемы интересны практически и нестандартны.

3. Белые облака обрушиваются на вершину, все небо закрыто.

Главным приемом данной формы является прием гай (удар сверху вниз).
Если противник атакует копьем слева в левую часть вашего те­ла, то за счет шага правой ногой вперед вы разворачиваете левую часть тела назад, уходя от удара, а правой рукой, вместе с поворо­том тела, наносите сокрушительный удар шестом сверху вниз по голове противника.
Выполнение приема требует большой силы и скорости, под­вижности тела и хорошей маневренности движений.
Когда противники скрещивают оружие, никто не хочет усту­пать свое положение и преимущество сверху, так как эффект по­добного удара очевиден. Для успешного выполнения приема необходимо четко уяснить для себя, что значит выражение: "тяжелый словно гора Тайшань, легкий, подобно облакам".
Смысл в том, чтобы научиться использовать ту силу, которая возникает благодаря вашим внутренним стремлениям и зависит от духовных способностей.
Только при высокой внутренней подвижности вы сумеете раз­вить ту скорость, которая даст вам огромную силу, способную сдвинуть гору Тайшань. Особенностью данного упражнения является прием гай (удар сверху вниз). Выполнение его зависит не только от силы, но и от способности быстро реагировать и предупреждать действия про­тивника.

4. Отвести облака и взирать на Солнце, Земля согрета теплом.

Отвечая на ваш прием гай формы Белых облаков, противник вынужден защищаться, подняв копье вверх над головой, а затем постарается атаковать рубящим (пи) косым ударом слева и справа.
Защищаться от атаки противника следует поочередно верхним и нижним концами шеста, раскачивая его по кругу и отбивая ору­жие противника. Это и есть движение "отвести облака и взирать на Солнце". Форма требует хорошей слаженности движений, взаимодействия верха и низа, рук и ног; а также реакции и маневренности.
Особенностью данного упражнения является прием бо (отвести удар противника).
Независимо от того, насколько силен противник, при условии "чистого взора, быстрых рук, осознания своей силы, а также хо­рошей тренированности и опыта ведения боя" вы способны проти­востоять любому врагу и "отвести" любые трудности.

5. Работа шестом по схеме пяти цветов, удары вверх и вниз.

Техническое исполнение данной формы достаточно сложное, так как сюда входят пять приемов по числу лепестков цветка: шуа, гай, тяо, цза чань. Подробнее остановимся на каждом из них.
1) Прием шуа (счищать) один из самых значимых в этом упраж­нении. В случае, если противник атакует вас копьем в район лица и головы, то вы встречаете его встречным маховым ударом вдоль копья, отбивая его и нанося ранение левой руке противника на серединной части копья.
2) Прием гай (удар сверху вниз) очень опасный прием, если выполнять его со скоростью и силой. После выполнения приема шуа, отбив атаку противника, вы наносите удар гай сверху вниз по голове, одновременно делая шаг вперед левой ногой и нанося удар шестом правой рукой так, чтобы район груди был защищен левым плечом от внезапного удара. Если при выполнении приема шуа все внимание концентрировалось на правильности вашей стойки, то выполнение приема гай требует концентрации на про­ведении атакующего удара.
3) Прием тяо (поднять) также один из важных в этой форме. После блока противника над головой против вашего удара гай, вы тут же проводите прием тяо снизу вверх левым концом шеста и ударяете по копью противника в районе его левой кисти. Позиция "мабу" позволяет вам провести прием с большей силой и привес­ти в смятение боевой дух и настрой вашего врага.
4) Главный удар наносится приемом цза (разбивать). После при­ема тяо, приведя противника в смятение, вы наносите решитель­ный удар другим концом шеста сверху вниз, занимая левосторон­нюю позицию "гунбу".
5) Пятый прием называется чань и заключается в том, чтобы выбить оружие противника. Уходя от приема цза, противник уби­рает голову в сторону и одновременно пытается нанести укол в шею. При этом следует поднять шест вверх и, отбивая копье про­тивника, обвести его круговым движением, "обматывая или опуты­вая" и выбивая его.
Особенностью данного упражнения являются вышеприведенные приемы шуа, гай, цза, тяо, чань. Выполнение их требует полной отдачи сил, высокой степени подвижности, работы всех членов те­ла, динамичности движений и мужества. Вступив в бой с против­ником и применив связку приемов по схеме пяти цветов нельзя не добиться победы, если в ваших действиях присутствуют все пере­численные выше качества.

6. Засохшее дерево оголяет корни, что землю покрыли.

После выполнения приемов пяти цветов левый конец шеста вместе с поворотом тела вправо бьет по копью противника, сбивая его, и, продолжая поворот телом, прижимает копье вниз к земле с переходом в правостороннюю позицию "гунбу".
Противник при этом пытается освободить копье и уходит вправо. Тогда следует, продолжая поворот назад вправо в позиции внизу ("пубу"), нанести удар сао (сметать) круговым движением по нижней части тела противника. Главным приемом в этой форме является удар сао, выполнение которого требует большой подвиж­ности и скоординированное™ движений, смелости и решительнос­ти.
Пословица гласит "Копье колет, а шест сметает". От укола можно укрыться, а шест везде достанет. Потому даже духи трепе­щут перед воином, владеющим искусством боя с шестом.
Особенностью данной формы является прием сао, однако это нисколько не снижает значения рубящего удара - ни и разбиваю­щего удары цза, которые так удачно сочетаются друг с другом и дополняют один другого. Это создает ощущение непрерывности и связанности приемов в одно целое, когда атака становится защи­той, а оборона превращается в нападение.

7. Птица Пэн расправляет в стороны крылья, одиноко парит в облаках.

Отвечая на прием сао и прием пи предыдущего движения, про­тивник попытается, делая шаг навстречу правой ногой, уйти влево и одновременно нанести вам удар в правую ногу, прижимая ваш шест вниз к земле. В таком положении вы стараетесь уйти от противника, отводя шест по кругу назад, и, меняя стойку и возвращая шест, наносите удар по противнику. Это достаточно широкое движение позволяет противнику быть готовым к удару, и вы встречаете препятствие в виде копья, для устранения которого, делаете разворот в прыжке на обе ноги в по­зиции "мабу" и наносите сильный разрубающий удар пи. Это прием формы "птица Пэн расправляет крылья",очень тех­ничный и требующий серьезной подготовки.
Правильное исполнение приема смотрится чрезвычайно красиво и высоко оценивается мастерами воинского искусства.
Особенностью данной формы является большой удар пи с раз­воротом. Затруднительное положение в нижней стойке и выход в позицию "гунбу" дает возможность противнику нанести вам реша­ющий удар. Однако применение приема "да пи" формы "птица Пэн расправляет крылья" показывает ситуацию, когда победа рож­дается из неминуемого, казалось бы, поражения.

8. Черный дракон показывает хвост, защита со всех сторон.

После проведения приема "да пи" возникает опасность пропус­тить удар копьем противника в область живота или же в ноги сле­ва или справа. Это заставляет вас прибегнуть к форме "черный дракон пока­зывает хвост", защищая свое тело от нападения. Делайте круговые движения снизу вверх, сначала - слева, потом - справа. Движе­ния шестом выполняются с большой скоростью за счет инерцион­ных сил, подобно тому, как ветер гудит в трубах. Движения слева и справа выполняются слитно, без остановок, лишая противника возможности проникнуть в малейшую брешь в вашей защите.
Особенностью данной формы движения является согласован­ность действий верха и низа, рук и ног; быстрота и непрерывность движений слева направо и снизу вверх. Хотя это движение с шестом внешне не кажется сложным, тем не менее правильное его выполнение требует хорошей физической и технической подготов­ки.

9. Ветер сметает цветы сливы, что на землю, кружась летят.

После выполнения поворота с шестом формы "черный дракон показывает хвост" обеими руками заводим шест за спину так, что­бы верхний конец выступал над правым плечом, и поднимаем ле­вую ногу коленом вверх, а затем, в прыжке вправо, выполняем прием сао (сметать) одновременно шестом и правой ногой в поло­жении "пубу". Это и называется "ветер сметает цветы сливы".
Выполнение этого упражнения требует одновременной работы рук и ног, которые должны действовать быстро, словно ветер, и очень точно поражать цель.
В древности говорилось: "Руки - это две створки ворот, опи­раться следует на ноги, дабы поразить противника". Слова свидетельствуют о важности ног в бою, как ооудия поражения противника.
Особенностью этой формы тайцзи гунь является прием сао. Во всей системе ушу приемам работы ногами отводится огромная роль, ибо, если защищаешься руками, то атакуешь ногами, и нао­борот. Удары ногами эффективны и опасны для противника своей скрытостью; ногами легко менять стойки и маневрировать; в ногах находится большая часть энергии тела; если желчный пузырь здо­ров, то ноги сильные и крепкие; сила поступает в ноги, а ци, яв­ляясь проводником силы, накапливается внизу; если хорошенько тренировать ноги, то скоро получишь большую пользу, так как добьешься тем самым хорошей подготовки всего тела.

10. Шест разрубающий гору пополам, тысячи молотов тяжелей.

В форме "ветер сметает цветы сливы" главным является тех­ничное действие ногами, однако что касается приема шестом пи, то название приема "рубить" (разрубать) в форме "шест, разрубаю­щий гору пополам" говорит само за себя. Этот прием также является одним из основных приемов во всех направлениях ушу, будь то короткое или же длинное ору­жие. Кроме того, необходимо отметить большое разнообразие форм исполнения этого удара.
Существуют несколько видов приема пи невооруженной рукой или ладонью (чжан): ладонь рубящая по прямой, по косой, слева, справа, крест на крест, горизонтально, одной рукой, двумя рука­ми, с разворотом тела и т.п. Назвать все виды удара пи очень сложно. Что касается приемов с оружием, имея в виду меч, саблю, копье, шест, то они идентичны выполнению приема пи без ору­жия, с той разницей, что рука становится значительно длиннее.
Потому говорится: "Если владеешь искусством рукопашного боя, то значит владеешь мастерством боя с оружием".
Выполнение этого приема требует подвижности всех членов тела, проворности обезьяны, высокой прыгучести; нанести удар следует в уязвимые места противника, легко наступая и отступая; пускать шест в ход так, словно пускаешь стрелу из лука, а отска­кивать назад и отводить шест, словно ошпаренный; проявлять силу так, будто взорвалась хлопушка. Удар определяет все ваши способности и вашу подготовку. Он требует максимальной отдачи, и только тогда вы будете в состоянии противостоять самому сильному противнику, приводя его в панический ужас.
Особенностью мастерства и умения выполнять прием технично и способности находить нужный момент для удачного применения.

11 Белый журавль порхает в танце, трудно руками поймать.

Движение "шест, разрубающий гору пополам" заканчивается ударом о землю всей длинной шеста, а "белый журавль порхает в ~анце" - подбрасывает шест вверх.
Прием ляо (поднимать вверх, подбрасывать) может выполняться в прямом и обратном направлениях: все зависит от того, какой ру­кой подбрасывать и за какой конец ловить шест. В любом случае, прием ляо - это действие шестом снизу вверх.
Представим себе, что противник пытается поразить вас копьем в область живота или в пах. В этом случае следует как можно рез­че поднять шест с земли вверх, отбивая копье, и после кругового маха сверху вниз нанести укол передним концом шеста в ступню протинику.
Левая рука при этом занимает положение у запястья правой руки, пальцами вверх ладонью вперед, и мы переходим в правосто­роннюю "сюйбу. Само же движение "белого журавля в танце" происходит тогда, когда вы бросаете или подбрасываете шест в воздух.
Если вы пытаетесь нанести противнику прямой удар в область сердца, а тот схватил шест рукой и не выпускает его или старает­ся вырвать из ваших рук, тогда вы резко подбрасываете ваш конец шеста вверх, делаете быстрый шаг правой ногой навстречу и пра­вой рукой хватаетесь за передний конец шеста. Затем мощным рывком давите на передний конец вниз, а левой наносите удар пи сверху вниз по голове задним концом шеста.
Чтобы опередить противника, этот прием следует выполнять с молниеносной скоростью. Для того, чтобы ваши действия были неожиданными для противника, необходимо вначале пригнуться к земле, а затем решительно наступать.
Особенностью данной формы тайцзи гунь является прием ляо и прием лунь (вертеть колесо) и, конечно же, внезапность нападе­ния.

12. Дикая лошадь размахивает гривой, то слева, то справа.

Движение дикой лошади, размахивающей гривой, очень значи­мо в различных школах и направления ушу как сильный атакую­щий прием не только в рукопашном бою, но и в бою с примене­нием оружия, будь-то меч, сабля, копье или шест. Особенно это касается шеста, так как он является удобным ви­дом оружия для выполнения силовых маховых движений так назы­ваемого "мелькающего колеса", смысл которого в том, чтобы соз­дать вокруг себя "зону защиты" от любого проникновения. Понятие подразумевает глубокий смысл. Способ выполнения техники "мелькающего колеса" достаточно сложен, так как необ­ходимо очень быстро и долго вращать шестом слева направо и справо налево, создавая иллюзию непрерывно вращающегося коле­са.
Выполняя технику "мелькающего колеса" как во время прод­вижения вперед, так и во время отступления назад, необходимо строго следить за соразмерностью движений всех частей тела. По китайски это звучит как: "цзинь ю фан, туй ю ду", то есть "при наступлении блюди меру, при отступлении сохраняй поря­док".
Требуется, чтобы движения (вращения) шестом были быстры­ми, но не хаотичными; выполнялись чисто и технично, соединяли воедино верх и низ и тем самым лишали противника возможности достать вас. Прием является настолько же атакующим, насколько и оборо­нительным.
Особенностью данного упражнения является прием "мелькаю­щего колеса", который подразумевает слаженность действий тела, правильность положения шагов и техничность вращения шестом.

13. Сизокрылая ласточка взирает на Луну, головку назад повернув.

Если подходить к системе ушу с точки зрения искусства, то сразу бросается в глаза тот факт, что многие стойки и движения заимствованы у природы, у диких животных и птиц.
Человек очень часто может наблюдать ласточку в природе, ее стремительный полет, работу крыльями, терпение и кропотливость в создании гнезда и кормлении птенцов, ее свободное и изящное поведение. Наши предки, создавая и развивая ушу, стремились внести все эти качества в технику выполнения боевых движений, чтобы сде­лать их богаче и красивее. Что касается данного случая, то движение "ласточки взираю­щей на луну" не преследует лишь эстетические цели, но имеет большую наступательную (атакующую) способность.
Движению предшествует целая череда приемов ляо или "мель­кающего колеса". Форма "ласточки" также использует прием ляо, но, выбрав подходящий момент, вы неожиданно для противника де­лаете длинный выпад, стараясь достать его ударом в подбородок снизу вверх. При этом вы делаете отклонение верхней части туловища в ле­вую сторону, что дает вам возможность, повернувшись к противни­ку задом, атаковать его левой ногой назад в пах. Такой двойной удар в верхнюю и нижнюю части тела против­ника обязательно приведет его в смятение, если вы застанете его врасплох. С точки зрения практического использования этого движения главным здесь является прием ляо. Если умение выполнять подобную стойку ласточки совместить с приклад­ным назначением, то это движение для вас будет иметь большую военно-прикладную ценность.

14. Белый удав вытягивает туловище, подобно клубам черного дыма из трубы.

Вид толстого длинного удава пугает людей. Это движение зак­лючает в себе разворот тела с выполнением приема "мелькающего колеса" снизу вверх.
Движение ассоциируется с перекатами клубов поднимающего­ся дыма, столь же опасного, как встреча с огромным удавом. По­сле проведения приема ляо стойки Ласточки взирающей на Лу­ну", вы переходите в стойку на правой ноге и поднимаете колено левой ноги вверх, пытаясь из этого положения выполнить прием "мелькающее колесо" и нанести удар по голове противника. Тот разгадывает ваши намерения и моментально уворачивает­ся, одновременно отвечая боковым ударом вам в ребра. Тогда вы делаете разворот телом в прыжке назад влево с на­несением удара "мелькающего колеса". Однако вы встречаете готовность противника еще и еще раз атаковать вас копьем и поэтому повторяете свой прием "колесо" с разворотом в прыжке и отставлением левой ноги назад в виде подпоры трижды подряд. Эта связка одного и того же приема требует высокой скорос­ти исполнения; яростной, словно разъяренный тигр, работы шестом; гибкого, как морской дракон, тела; решительности и воо­душевления; боевого духа.
Особенностью данной формы работы с тайцзи гунь является прием "мелькающего колеса". Повороты тела в прыжках должны быть легкими, а удары быстрыми и тяжелыми.

15. Работа шестом по схеме пяти стихий, десять тысяч превращений.

Что такое у-син?
Это стихии: металл, дерево, вода, огонь, земля. Всего пять (у) стихий (син).
В организме человека находится пять органов (цзан), которые соотносятся по своим функциональным характеристикам с той или иной стихией: так, сердце - огонь, печень - дерево, легкие - ме­талл, почки - вода, селезенка - земля (почва).
В системе ушу пяти стихиям соответствуют пять позиций или шагов: цзинь, туй, гу, пань, дин. Так называемый цзинь (продвиже­ние вперед) сооветствует огню; туй (отступление назад) принадле­жит воде; приемы слева (гу), сооветствуют металлу, пань (приемы справа) принадлежат дереву; дин (стойки в прямом направлении) олицетворяют стихию земли или почвы.
Мириады вещей и все, что нас окружает, берет свое начало и происходит из почвы, множество образов мироздания возвращаются к изначальному единству, символ которого знак "единица". Поэто­му стихия почвы - центр, на котором основываются все образы и на базе которого происходят все метаморфозы бытия.
Что касается системы пяти стихий в применении к тайцзи гунь, то она проявляется в приемах работы тела, в стойках и спо­собах перемещения, в самих приемах шестом.
Здесь происходит самопорождение и самоуничтожение влия­ния одной стихии на другую. Скажем, наступление неминуемо пе­реходит в оборону, а оборона в наступление, или: приемы справа чередуются с приемами слева и т.д. Резкие удары и мягкая обвод­ка шестом так же гармонично дополняют друг друга. В этом заключен очень глубокий смысл, описать который представляется крайне сложным делом. Если говорить о форме движения "работы с шестом по схеме пяти стихий", то это пять приемов: люй, шуа, гуа, цза, бэн. После проведения атаки формы Белого удава" приемами "мелькающего колеса", противник старается уйти в сторону и зай­ти сзади, нанося удар сбоку вам в лицо. Ваша - задача перевести шест ближе к себе, сделать большой шаг правой ногой назад и быть готовым отреагировать на атаку противника копьем. Для этого, правой рукой берете шест за середину и приемом люй (отводить назад к себе) отводите передний конец назад впра­во, а руку сгибаете и чуть поднимаете к правому плечу. После этого следует наступательный прием шуа.
Если противник увернулся и наносит удар копьем в ваше левое плечо, то вы отвечаете приемом гуа, резко поднимая шест вверх передним концом выше над головой, одновременно приставляя ле­вую ногу к правой на носок в позицию "сюйбу". Левая рука держит шест за серединную часть так, чтобы ла­донь лежала на шесте и была направлена во внешнюю сторону. Правой рукой держим шест за нижний конец. Позиция очень удобна, чтобы начать выполнять прием цза с ша­гом правой ногой вперед, нанося удар по голове. Увернувшись, противнику очень легко достать ваше правое пле­чо и поразить его копьем; для того, чтобы не допустить этого, вам следует сделать шаг правой ногой назад за левую ногу и слегка присесть, согнув ноги в коленях. Одновременно, резко поднимая шест с земли вверх, вы отбива­ете копье и наносите удар по противнику. Все пять приемов формы "пяти стихий" выполняются в плот­ной связке, с большой амплитудой перемещения и переходами.
Особенностью данной формы движения с шестом по схеме пя­ти стихий являются пять приемов шестом тайцзи: люй, шуа, гуа, цза, бэн. Вся сила вашего тела переходит в шест, который действует, словно ветер. Движения свободные и мощные. Атакуя, следует помнить об обороне, а защищаясь - стремитесь к нападению. Если то и другое будут гармонично дополнять и обогащать друг друга, то искусство владения шестом как оружием вам под-стать.

16. Пара драконов играют с жемчужиной, удар дянь в горло врагу.

Применение серии приемов формы "пяти стихий" неминуемо приведет вас к победе над врагом. Однако разнообразие приемов ушу неисчерпаемо, и еще один прием формы "пары драконов, играющих с жемчужиной" замеча­тельное тому подтверждение.
Вернемся к моменту, когда противник пытается атаковать вас в правое плечо своим копьем. Вы делаете шаг правой ногой назад и чуть приседаете вниз, а затем приемом бэн отбиваете по косой копье противника и тут же левой рукой проводите удар дянь задним концом шеста, вынося его вперед. Этот прием выполняется по горизонтали обеими концами шеста за счет скольжения той и другой рукой вдоль шеста, выно­ся поочередно правый и левый концы вперед. Удар, обычно, передним и задним концами наносится в шею противника, если тот находится перед вами, и в - голову, если он сзади вас. Это движение напоминает продевание челнока на ткацком стан­ке. Все движения свободны и точны, быстры и резки. Но не следу­ет забывать о том, что выполнение подобного приема невозможно без хорошей тренировочной подготовки, в противном случае ноги будут "вязнуть", а руки путаться.
Особенностью упражнения формы "пара драконов играют с жемчужиной" является прием дянь. Выполнять его следует так, словно вы спускаете тетиву лука; если противник находится сзади вас, то применять этот удар надо особенно решительно и твердо.

17. Лев мотает головой, скрытая превосходящая сила.

Смысл движений формы "лев мотает головой" заключается в ис­пользовании приемов чань, лань, чжань и бэн. Выполнение приема дянь в горло или, если противник сзади, в голову, вынуждает его занять позицию внизу и оттуда, будь-то слева или справа, атаковать вас в правую руку. Тогда бы опускаетет конец шеста вниз в правую сторону и от­туда начинаете "мотать" круги передним концом, а задний держите левой рукой и прижимаете к телу слева.
Задача приема чань (мотать, связывать) заключается в том, чтобы зацепить и с силой разорвавшейся бомбы выбить копье из рук противника. После выполнения вращательного движения, вы делаете пры­жок и опускаете правую ногу за левой чуть впереди, а левую под­нимаете вверх назад и потом опускаете влево вперед в позицию "гунбу". Двумя руками держа шест передним концом вниз и прижимая задний конец к телу, вы делаетет сильный удар вперед вправо вниз по атакующему копью противника. Это и есть положение "льва, мотающего головой".
Прием шестом выполняется всем телом, так как задний конец шеста непосредственно прижат к левому боку. Движение "льва", резкое и мощное, так, чтобы смести все преграды на пути шеста.
Особенностью данной формы движения с шестом является при­емы чань (приклеиваться) и бэн, которые соединены вместе в од­ном движении.

18. Белая обезьяна сбивает плоды, устоять на одной ноге.

Когда вы стараетесь вращательным движением шеста зацепить копье противника, тот, в свою очередь, пытается достать вашу пра­вую ногу острием копья, поэтому вы проводите удар бэн, чтобы выбить его из рук противника. После того, как копье отбито в сторону, вам надо достать само­го противника и нанести ему удар. Таким ударом является движение "обезьяна сбивает или срыва­ет плоды". Для этого вы выбираете момент и резким движением поднимае­те колено левой ноги вверх, наклоняете верхнюю часть тела в сто­рону противника, вытягиваете руку и наносите удар в голову ле­вым концом шеста. Удар выполняется правой рукой, которая перехватывает сколь­зящим движением правый конец и, ведя левый конец шеста впе­ред по дуге, наносит удар пи.
Прием еще называется как "удар шестом, сотрясающий мозги". Противник пытается вовремя подставить копье над головой, дабы уйти от поражения. Это внезапный и очень опасный прием, который прекрасно смотрится и эффективен. Для его точного исполнения требуется хорошая координация и большая устойчивость, подобная той, какую имеет голубая сосна, растущая на оголенных скалах.
Особенностью данного движения является удар пи, а также удар дянь, который тоже часто проводится в форме движения "об­езьяна сбивает плоды". Движения быстрые и свободные, переходящие из защиты в на­падение.

19. Раскручивание колеса влево и вправо, словно мельница на ветру.

Защищаясь от удара "белой обезьяны", противник закрывает го­лову копьем, а затем, развернув его, пытается нанести уколы в но­ги, атакуя вас в нижнюю часть.
Вы начинаете применять прием "мелькающего колеса", отбивая удары спереди слева и справа, и ждете удобный момент, чтобы с помощью приема колеса самому атаковать противника. Круговые движения шестом требуют округлости форм движе­ния телом. С одной стороны, для этого необходима мягкость и гибкость, а с другой, - огромная сила и скорость вращения шестом так, что­бы ни одна капля дождя не упала на вас. Как мы уже отметили, прием "раскручивания колеса" это одновременно и защита, и напа­дение. Спереди и сзади, слева и справа, везде вокруг вас ваш шест, не позволяющий противнику преодолеть вашу оборону и ожидать ва-шеналадение.
Особенностью движения шестом данной формы является прием "колеса". Перемещения и шаги выполняются по дугообразной линии, движения тела гибкие, ноги и руки работают синхронно, глаза ос­тры, руки проворны, свист шеста пугает противников.

20. Леопард перепрыгивает через горный ручей, резкий поворот головы.

Форма "леопарда, перепрыгивающего через горный ручей" яв­ляется на самом деле заключительным движением упражнения вра­щающегося колеса. Стойка "леопарда" выполняется с заведением шеста за спину правой рукой. Когда шест находится перед грудью и вы держите его, пере­крестив руки, расстояние между кистями примерно 30 см, и затем вы начинаете вращение шеста над головой вместе с выполнением поворота в прыжке. Заняв положение "леопарда, перепрыгивающего через ручей", вы поворачиваете голову вправо с одновременным подъемом левой руки вверх надо лбом слева ладонью вперед (подобное движение и стойка есть в комплексе движений с мечом и называется: Су Цинь держит меч за спиной).
Основная часть данной формы это прием шестом юнь (вращение над головой) вместе с разворотом в прыжке, которая требует ско-ординированности действий всех частей тела, устойчивости, быс­троты и красоты исполнения. Практический смысл данного движения в том, чтобы левым концом шеста за счет разворота в прыжке защитить правое плечо и отбить копье противника. Правым концом, горизонтальным вращением его по кругу вы наносите сильный резкий удар в голову врага. В том случае, если вам не удалось достать противника, мощное движение шеста произведет на него устрашающее воздействие.
Особенностью данного упражнения с шестом тайцзи гунь явля­ется прием юнь, выполнение которого принесет вам удачу в бою.

21. Приемы лань и сао влево и вправо.

Форма "леопарда" выполняется с поворотом головы вправо, так как атака будет продолжаться вправо в сторону противника. Правой рукой выводите левый конец шеста из-за спины и вновь атакуете приемом юнь. Противник подставляет копье, прикрывая голову, а затем делает поворот в прыжке и с размаху наносит удар вам в поясницу. В этой ситуации, вы опускаете шест вниз, защищаясь от копья, и выпрыгиваете вперед, разворачиваясь в воздухе, занося шест за спину и меняясь местами с противником.
На атаку в ноги вы отвечаете тем, что поднимаете левую ногу вверх и затем в прыжке опускаете вниз в позицию "пубу" правой ногой вперед, при этом мощным движением правой руки ведете шест из-за спины, выполняя прием сао, а затем прием лань в но­ги противника. Однако противник, подпрыгнув, ушел в сторону, и вам ничего не остается, кроме как занять верхнюю стойку. На этот раз, вам предстоит предпринять попытку атаковать противника через пово­рот назад и вынесением шеста вверх над головой в широком махо­вом движении. Этот прием сао выполняется так, словно ураганный ветер вырывает деревья с корнями, не оставляя живого места и не давая противнику найти укромное положение. В этом сила и мужественная красота этого приема.
Особенностью данного упражнения, естественно, являются при­емы сао и лань.

22. Свирепый тигр водит хвостом, перебивает хребты и ломает кости.

Тигр является царем диких зверей, обитающих в горах. У тигра есть три способа поразить свою жертву: удар лапой, прыжок и удар хвостом. Отсюда и название данной формы движе­ния с шестом. Вообще говоря, этот прием очень популярен во всех направле­ниях ушу. После выполнения приемов сао и лань влево и вправо, не прекращая движения ведем шест правой рукой вперед и с по­воротом влево наносим горизонтально удар лань в пояс противни­ку. Этот прием выполняется двумя руками по горизонтали слева и справа и заканчивается широким ударом пи по дуге сверху вниз с разворотом в прыжке, который завершается переходом в "гунбу".
Особенностью выполнения этого упражнения является прием цзяо (боковой удар по горизонтальной или снизу вверх двумя рука­ми). Само название движения говорит о том, как следует выпол­нять этот прием: прикладывая все свои силы и старание.

23. Падающая быстрее молнии звезда достигает луны.

Смысл этой формы движения заключается в молниеносном на­несении удара. Вместе с упражнением "свирепый тигр водит хвостом" это дви­жение направлено на находящегося сзади вас противника. Взгляд обращен на восток, а удар нанесен на запад. В этом значение этой формы движения. Шест "гуляет" вперед и назад, так же легко поднимается вверх, как и опускается вниз, разворачивается свободно, с боль­шей амплитудой, меняет направление, но не меняет динамичности движения.
"Свирепый тигр", развернувшись в прыжке, наносит круговой удар пи сверху вниз на голову врага, а "падающая звезда" устрем­ляется в обратном направлении и "летит" назад вправо с перехо­дом в позицию "гунбу" в противоположную сторону. Удар наносится двумя руками, но в последний момент левая от­пускает шест, а правая, в случае, если вы не достаете противни­ка, как бы дотягивается до него и проносит шест дальше вперед. Левая рука, если это необходимо, захватывает или отводит в сторону атакующее в этот момент копье противника. Действия шеста должны напоминать полет стрелы или сверка­ние молнии, энергия тела, развитая за счет разворота тела в прыжке, должна передаваться шесту, особенно в момент нанесе­ния удара в голову противника. Ваша скорость должна превосходить скорость действий против­ника, длина вашего оружия должна быть больше оружия врага, ваши смелость и решительность заставят противника лишиться этих качеств.
Особенностью данной формы тайцзи гунь является прием пи (рубить сверху вниз), движения быстрые и легкие, шест длинный и тяжелый.

24. Послушник кланяется статуе Будды, восхождение на гору.

Данное движение является прямой противоположностью преды­дущему движению "падающей звезды", так как в его задачу вхо­дит не атаковать, а обороняться от нападения противника. Например, если враг атакует вас копьем в ноги, то вам следу­ет, держа шест за середину, поворачивать его так, чтобы отвести копье в сторону и одновременно, сделав шаг правой ногой назад, поднять левую коленом вверх, а вместе с ногой и шест, держа его обеими руками перед собой передним концом вверх назад, а ниж­ним вниз, чуть вперед. В таком положении форма завершается.
Особенностью данного движения является подъем шеста вверх в целях осуществления защиты. Вращение шеста при отступлении на шаг назад (как тростью) также очень эффективное средство защиты.

25. Гора Тайшань обрушивается на макушку, кто в состоянии удержать?

"Восхождение на гору послушника" - защитный прием против копья противника в ноги. Для нанесения этого удара противник вынужден вынести свое тело вперед и тем самым подставить свою голову под ваш разя­щий удар сверху. Все в порядке с вашим противником, если он успевает подставить под ваш шест копье, дабы не поплатиться своей головой. Приемом этого движения является удар гай. Во время его вы­полнения вы резко выносите левую ногу вперед в позицию "гун-бу", что прибавляет вашему действию дополнительную энергию силу. Это надо делать так энергично и быстро, чтобы ветер свис­тел в ушах, а у вашего противника руки опустились бы от страха.
Пословица гласит: "Чтобы сила была такой огромной, какой яв­ляется гора Тайшань, необходимо, чтобы энергитический заряд--цзинь был похож на стрелу, что срывается с туго натянутой те­тивы".
В трактатах по ушу говорится: "Те чувства, которые хранятся в сердце, ваше сознание должно реализовать в действии". Так назы­ваемое сознание (и) способствует проявлению духа (шэнь), в сер­дце формируется образ действий. Если движения быстрые, то зна­чит и сильные, ибо сказано: "Опередишь хотя бы на цунь, одер­жишь верх". Все эти слова в той же непосредственной мере каса­ются и приемов с шестом.
Особенностью данной формы тайцзи гунь является прием гай: мощь его вызывает у противника страх, не легко устоять против этого удара.

26. Луна поднимается и освещает ущелье, трудно отбить подобный удар.

Если противнику удалось успеть подставить копье над головой, держа его обеими руками и защищаясь от удара шестом гай, то все равно он будет вынужден присесть, чтобы выдержать силу ва-шго шеста. В этот момент вы находите брешь в обороне противника и зад­ним концом левой рукой из- под правой руки проводите прием ляо в половые органы противника.
Этот прием очень опасен и практиковать его на тренировках стоит крайне осторожно. Противнику в таком случае не остается ничего другого, как сделать быстрый шаг назад правой ногой и опустить копье, сби­вая древком ваш шест, прижимая ее вниз. Этот прием ляо еще более эффективен и мощен, если вести шест через сторону вниз, придавая ему большую скорость движе­ния.
Особенностью этого упражнения с шестом является прием ляо, верное и точное выполнение которого может лишить врага жизни.

27. Искать змею в высокой траве, движения в единой связке и точные.

После выполнения приема ляо противник вынужден опускать вниз копье, защищаясь и одновременно нанося встречный удар в правую ногу. Укол копьем в нижнюю часть тела и особенно в ноги очень опасен для вас, так как выполняется быстро и вам надо вовремя отреагировать на атаку шагом правой ногой назад и отведением (прием бо) обеих концов шеста назад вправо. Эта ситуация напоминает переход через поле с высокой тра­вой, где масса змей, и вам необходимо в любую минуту быть го­товым отреагировать на внезапно возникшую опасность.
Само название движения говорит за себя: вы словно разгребае­те траву, глядя: нет ли на вашем пути змей, и если - нет, то ста­раетесь бесшумно проскочить. Ваша реакция на быстрое движение врага должна быть мгно­венной и движение тоже быстрым. Если вы видите, что противник затаился и не торопится дей­ствовать, то и ваши действия не должны быть поспешными и оп­рометчивыми. Противник продолжает атаковать вас в левую ногу, тогда сле­дует отвести ее к правой на носок, а затем сделать шаг назад, сопровождая свое отступление работой обоими концами шеста в приеме бо. Если противник продолжает настойчиво наступать и атаковать вас в нижнюю часть тела, то вы сможете прибегнуть к приему шуа, а также приему цза и, приседая вниз на правую ногу в стой­ку "себу" нанести левым концом шеста скользящий вдоль древка копья противника удар шуа по его кисти.
Этот прием способен сразу остановить наступление. Движение "искать змею в высокой траве" требует округлости и проворность всех действий, защищаясь слева вы наносите удар вправо и наобо­рот.
Особенностью данной формы движения шестом является прием бо, а также приемы шуа и цза. Круговые движения шестом и но­гами делают ваше тело неуязвимым для оружия врага.

28. Проворная кошка ловит мышь, бросается словно стрела.

Мягкие и ловкие движения кошки отлично помогают ей ловить мышей, вот почему эта форма получила название "проворной кош­ки". Смысл данного движения в том, чтобы суметь выждать подхо­дящий для наступления или внезапного броска момент и тогда уже действовать точно и наверняка. Для этого необходимо мобилизовать все свои духовные силы, чтобы проявить свой замысел или план в экстремальной реаль­ности боя.
Предки давно заметили подобные ценные качества у кошки и у других животных и птиц, поэтому многие приемы ушу имеют соответствующие названия. Это необходимо не столько для того, чтобы имитировать внеш­ние движения тигра, медведя или журавля, и тем более не для красиво звучащего названия, сколько для проникновения в образ данного животного и овладения его внутренним состоянием через внешнее наблюдение за ним и подражание ему. Старые названия приемов дают вам направление вашего поис­ка, правильного ощущения, а значит и выполнения приема. Поэтому в упражнениях с мечом (тайцзи-цзянь), с копьем (тайцзи-цян) и в упражнениях с шестом (тайцзи-гунь), везде вы встретите движение под названием: "проворная кошка ловит мышь" (линь мао бу шу). Что касается нашего предмета, то упражнение "проворной кошки" в тайцзи-гунь имеет очень тесную связь с движением "искать змей в высокой траве", ибо приемы бо и цза в предыду­щем упражнении есть подготовительная часть для выполнения приемов бэн и дянь в форме "проворная кошка ловит мышь". Когда противник видит, что вы пытаетесь ранить его в руку, держащую копье, он отскочет, стараясь отвести копье. Тогда ваши действия шестом снизу вверх по копью заставят его отпустить копье правой рукой, и тогда, немедленно, вы дела­ете выпад и наносите удар дянь в лицо противнику. Действие производить молниеносно, тело должно быть легким и подвижным, смелое движение после короткой паузы.
Особенностью данной формы тайцзи-гунь является прием бэн, так как он характеризует цель и назначение всего движения "проворной кошки".

29. Приемы чао, дянь, пн по косой, чередой сменяют друг друга.

Эти приемы очень часто используются на практике, и являются логическим продолжением действий предыдущего движения "про­ворной кошки". Применение всех трех приемов вместе ставит вашего противни­ка в трудное положение.
После проведения приема дянь "проворной кошки" в верхнюю или нижнюю часть его тела, он вынужден будет отклоняться или отпрыгивать назад или в сторону. Но как только его нога каснется земли, тут же он наткнется на ваш шест, который вы направите задним концом правой рукой че­рез правую сторону вниз вперед, сделав при этом шаг вперед и за­няв положение "мабу". Этот прием чао сбоку вперед сразу переходит в прием дянь. Для этого левая нога резким прыжком подводится под колено правой с внутренней стороны, а левая рука выбрасывает свой ко­нец шеста на голову противника, нанося "сотрясающий мозги удар шестом". Противник видит такое безвыходное положение и старается закрыть голову древком копья, подняв его вверх, а затем, повернув копье, направляет его в ваш живот. Тогда вы отпрыгиваете назад с поворотом тела в воздухе влево и, пронеся шест по кругу, вместе с разворотом обрушиваете его на голову противника, выполняя прием пи по косой. Вашего врага пугает высокая подвижность и маневренность движений, которую вы демонстрируете в связке приемов чао, дянь, пи.
Особенностью данной формы тайцзи-гунь являются все три вышеперечисленные приема, в которых хорошо сочетаются красота и сила движения.

30. Ночная птица бросается в лес, защитный прием гуа.

Единственной сутью этой формы является прием гуа. Пред­ставьте себе, что идете по полю, темно, и вдруг, из под ваших ног взлетает птица, разбуженная вашими шагами, и стремительно скрывается в ближайших деревьях. Вы напуганы и растеряны. Примерно подобное состояние вло­жено в название данного движения. После проведения приемов чао, дянь и пи, вы находитесь в стойке шага "гун бу" правой ногой вперед и двумя руками держи­те шест, направленный вперед на голову противника.
Удар пи заставил противника волноваться и спешить нанести ответный удар в верхнюю часть. И тогда вы проводите прием гуа, поднимая шест вверх и прижимая его к себе, одновременно при­ставляя правую ногу и перенося центр тяжести на левую. Этим приемом вы резким ударом сбиваете копье противника снизу вверх, атакуя врага, и в то же самое время переходите к за­щите. Такое действие наводит на него страх от ощущения посто­янного нападения.
Особенностью движения "ночная птица бросается в лес" заклю­чается в приеме гуа, с помощью которого вы делаете неожидан­ный удар не столько по копью, сколько по внутреннему состоя­нию и настрою противника, приводя его в смятение.

31. Рыба перепрыгивает через ворота дракона, поворот кругом в прыжке.

После приема гуа не следует ждать, пока противник придет в себя и возобновит наступление, а сразу надо "вязать" (чань) копье круговым движением шеста, которое получило название драконь­их ворот", и вновь в прыжке разворачиваться влево назад, потом - вперед, нанося удар пи сверху вниз. Это и есть "рыба, перепрыгивающая через ворота дракона". Такой удар требует хорошей реакции от противника, чтобы он успел выставить копье над головой.
Особенностью данного движения является прием чань (вязать), а также прием пи (рубить). В старину говорили: "полет коршуна, прыжок рыбы". Это свидетельствует о замечательных способнос­тях рыб выпрыгивать вверх из воды за счет умения развивать боль­шую скорость в воде. То же самое касается техники выполнения данного движения с шестом.

32. Тан-гун удит рыбу, сидя на корточках и придерживая удилище.

Прием пи завершает форму движения "рыбы, перепрыгиваю­щей ворота дракона". Что касается техники исполнения данного движения, то надо прежде всего отметить, что оно из ряда тех, с помощью которых поражение превращают в победу. После защиты от приема пи противник переходит атаку, отве­чая на которую, вы начинаете отступать. Для этого делаете быстрый шаг правой, а затем левой ногой назад и занимаете позицию внизу "цзо пань" (сидеть на корточках скрестив ноги), а шест держите правой рукой словно удилище, от­сюда и название движения. Уйдя в глубокую оборону, вы стремительно выходите из нее и неожиданно атакуете противника. Сделав прыжок снизу вверх и вперед, выпрямляете правую ногу и поднимаете левой вверх. Обе руки разводите в стороны, нанося удар дянь в область сердца про­тивника.
Особенностью данного движения является прием дянь (колоть), для выполнения которого требуется хорошая прыгучесть и силь­ные ноги.

33. Успокоить море волшебной иглой, проткнуть землю насквозь.

Выдержав ваш удар шестом в область сердца и отведя его при­емом бо в сторону, противник предпримет попытку атаковать вас в ноги. Для этого он делает поворот назад вправо и с разворота нано­сит удар сао в нижнюю часть: бедро или голень вашей правой но­ги. Вы быстро переводите шест к себе на правое плечо и делаете шаг назад, поднимая колено левой ноги вверх, и одновременно с этим втыкаете задний конец двумя руками перед собой в землю сверху вниз, не позволяя противнику достать вас приемом сао. При этом надо обладать ловкостью обезьяны и проворством кошки, чтобы удар не застал вас в расплох.
Особенностью этого упражнения с шестом является выполне­ние быстрого шага назад для занятия правильной стойки.

34. Стрелять из лука в диких гусей, натягивая лук с колена.

Правила ведения рукопашного боя предполагают, что если бой ведется вперед, то это значит, что он может развиваться и в об­ратном направлении (назад). Если существует левая сторона, то существует и правая. Если есть верх, то значит, что существует и низ. Например, противник наносит вам удар кулаком сзади, в ответ вы проводите сначала удар ребром ладони "пи" по косой назад, а затем поворачиваетесь и занимаете необходимую вам стойку. Так происходит всегда, независимо от того, имеете вы оружие или нет. Шест не является исключением из правил.
Предположим, что вас атаковали копьем сзади, со стороны спины. Вы, занимаете позицию "стрелка из лука с колена" и садитесь в стойку "цзо пань", одновременно выставляя шест снизу вверх и выполняя прием защиты от удара противника. Это надо выполнять так, словно выпускаете стрелу из лука: как только спустили тетиву, птица тут же падает наземь, сраже­нная вашей стрелой.
Особенностью этого упражнения с шестом является прием за­щиты шестом против удара копьем противника со стороны вашей спины. Название движения говорит само за себя: рука должна быть твердой, а глаз точным, тогда конец шеста достигнет своей цели.

35. Поворот тела с удержанием знамени, палкой пробить небо.

Движение "стрелка из лука" заключается в приеме пи назад. Успех этого удара будет зависеть от подвижности вашего тела, скорости вращения, и, наконец, от силы вашей руки плюс силы инерции шеста. Насколько сильно выполнено движение, настолько оно красиво смотрится, и наоборот. Скажем, противник атакует вас в живот или ногу, против это­го есть прием "мелькающего колеса", а также прием "мелькаю­щего шеста".
Этот прием заключается в том, что сначала, выполняется коле­со снизу вверх со стороны левой ноги, затем еще один круг снизу вверх справа, и потом вы поворачиваетесь назад вправо и занимае­те положение шага "гун бу", держа двумя руками шест так, чтобы его передний конец смотрел вверх, в небо, подобно тому, как держат боевые знамена.
Особенностью данного упражнения является прием "мелькаю­щего шеста" сначала слева, потом справа.
Говорят, что хорошо выполненный прием вращающегося и пе­ремещающегося из стороны в сторону шеста может "слепить" противника и предоставить удобный момент для нанесения внезапного удара.

36. Небесный дракон возвращается в море, неизбежное движение вниз.

Движение "удерживать знамя" призвано заманить противника, то есть заставить его атаковать в незащищенные места, после чего обрушить на него "небесного дракона" в виде вашего орудия. Движение "небесный дракон возвращается в море" заключается в защитных приемах "би, фэн", а также в приеме сао. Действовать следует в зависимости от действий противника: если тот быстр, то и вы быстры, если противник замедляет дви­жения, то и вы не спешите. Что касается действий в наступлении с вашей стороны, то, прежде чем наступать, осознайте свои действия в целом ибо "ес­ли осознание происходит быстро, то и действия совершаются ско­ро; если осознание происходит не торопясь, то и действия соот­ветствуют ему". Следуя действиям противника, вы заставляете его со­вершать ошибки, которые являются для вас брешью в его оборо­не.
Представим себе, что противник нападает на вас ударом в но­гу. Вы левой рукой перехватываете шест посредине и держите с левой стороны бедра, подняв левую ногу коленом вверх и защи­щая тем самым нижнюю часть тела с левой стороны. Затем выносите шест из-за спины сначала назад влево, а по­том вправо вперед, выполняя прием сао одновременно шестом и правой ногой, занимая положение "пубу". Вряд ли после такого удара у вашего противника еще останут­ся силы продолжать поединок.
Особенностью последнего упражнения комплекса движений тайцзи-гунь является защитные приемы "фэн, би", а также ата­кующий прием "сао".

37. Завершение формы Тайцзи, возвращение к изначальному источнику.

После выполнения движения "небесный дракон возвращается в море" еще раз поворачиваемся назад вправо вместе с вращением шеста по кругу, затем выполняем прием юнь, вращая шест двумя руками, и потом заводим ее правой рукой за спину, занимая поло­жения левого шага "сюйбу" и вынося ладонь левой руки вперед прямо перед грудью.

Новое на сайте
11.02.08 - Обновлен раздел "Download"
7.01.08 - Обновлен раздел "Download"
РЫклама




Rambler's Top100 Counter CO.KZ Яндекс цитирования
Dima Nevernyi © 2010   
X