Навигация
Основные принципы
Учение о перемещении
Приемы дзюдо
Правила спортивного дзюдо
Отработка приемов
Подготовка дзюдоистов
Наши партнеры
Материал взят из книги Бердышева С. Н. "Боевые искусства. Философия и техника боя"

Приемы дзюдо

Поединок в дзюдо разделяется на три основных момента: под­ход, или подготовка к проведению приема (цукури); переход в ата­ку или проведение приема (какэ); результат приема, который мо­жет быть выражен в удачном или неудачном падении соперника (укэми). Первостепенное значение, по Кано, имеет подготовка к проведению удара. Все дзюдоисты в течение многих десятилетий действуют в соответствии со следующим принципом: проводить бросок с минимальным приложением силы, стараясь вывести про­тивника из равновесия. Атака в спортивном дзюдо охватывает множество приемов (вадза), которые делятся на две группы: броски (нагэ-вадза) и захваты (катамэ-вадза). Боевое дзюдо также включает удары различными частями тела (атэ-вадза) и способы выведения человека из состоя­ния болевого шока (каппо).

В современном дзюдо насчитывается около 40 бросков. Эффективным и действенным броском в дзюдо считается тот, который выполнен с полной самоотдачей и объединяет «наивысшее мужество с мгновенной решимостью». По технике исполнения все броски в дзюдо разделяются на броски из положения стоя (тати-вадза) и броски из положения лежа (сутэми-вадза).
Бросок "задняя подножка"
Бросок через спину с предварительной подсечкой изнутри
Названия бросков в дзюдо, в отличие от других видов борьбы, не несут в себе глубокого смысла и служат только обозначением конкретного действия. Хотя в традиционных дзю-дзюцу было множество образных названий, носящих символический характер, например «волна, повергающая камень», «снег, ломающий дерево» и т.д. Однако некоторые образные названия в дзюдо иногда встречаются, например «узелок на память», «бросок в долину» и т.д.

Броски из положения стоя, в свою очередь, разделяются на броски с использованием силы рук (тэ-вадза), броски с использованием силы бедер (коси-вадза) и броски с использованием силы ног (аси-вадза). Броски из положения лежа в дзюдо могут быть проведены из положения лежа на спине (масутэми-вадза) и из положения лежа на боку (екосутэми-вадза).

Захваты в дзюдо включают множество разнообразных приемов, различающихся по способу выполнения и предназначению. Все захваты разделяют на три группы: захваты с удержанием (осаэ-вадза); захваты на удушение (симэ-вадза) и болевые захваты или замки (кансэцу-вадза).

Приемы дзюдо включают: а) стойки (дати) и защитные стойки (камаэ), которые в комплексе рассматриваются как положения; б) способы перемещения назад и вперед (синтаи) и повороты (тай-собаки); в) приемы выведения из равновесия (кудзуси); г) падения (укэми); д) броски (нагэ) в положении стоя (тати-вадза), выполняемые с помощью рук, и броски через руку (тэ-вадза), броски через левое бедро (госи-вадза), броски ногами (аси-вадза), броски с падением (сутэми-вадза), а также броски, при которых часть тела противника «огибается» вокруг тела тренирующегося, это броски под плечо (макикоми); е) приемы в борьбе лежа, в частности приемы удержания, нажатий, удушения и болевые; ж) удары в болевые точки противника (атэми) руками (удэ-атэ) и ногами (аси-атэ).

Положения в дзюдо разделяют на естественные или самозащиты. В отдельную группу выделяются положения с захватом рук на теле противника или на его одежде. Эти положения также могут быть естественными или самозащиты.
Положения дзюдо а - естественное, b - левая поза самозащиты
Все движения в дзюдо, так же как и в каратэ, подразделяют на атакующие и защитные. Но это разделение условно и применяется для ясности изложения. Падения в дзюдо играют важную роль. Некоторые из них имеют цель лишить противника возможности действовать в дальнейшем. Для этого достаточно раньше отпустить захват руки или же не завершить бросок. В этом случае соперник упадет на голову и получит серьезное повреждение. Падения в спортивном дзюдо имеют целью вхождение в борьбу из положения лежа. В рукопашной борьбе допускаются падения на неровную и опасную поверхность, в частности на ступеньки, тротуар, асфальт и т.д. В спортивном дзюдо такие действия запрещены. Большая часть бросков в рукопашной схватке применяется для того, чтобы получить возможность использовать непроизвольную реакцию, а именно хаотичные и нескоординированные движения брошенного. Дзюдоисты, достигшие высокого уровня подготовки, способны совершать падения без пагубных для обеих сторон последствий. Поэтому многие броски дзюдо используются каскадерами.
Бросок через бедро c падением
В рукопашной борьбе от падений предусмотрены следующие способы защиты: вкладывание дополнительной силы, чтобы приземлиться в другом положении или опуститься на значительном расстоянии от врага; использование всех возможностей, позволяющих продлить контакт с телом противника; ослабление результатов броска ударом о пол всеми ступнями. Последний способ защиты от падения является самозащитой.

Познакомившись с правилами выполнения основных приемов дзюдо, можно переходить к рассмотрению их содержания. Броски через руку (тэ-вадза) включают: переднюю подножку (тай-отоси); бросок через плечо (ката-нагэ); передний или задний поворот (су-куй-нагэ); выведение из равновесия с позиции на колене (суми-отоси); выведение из равновесия рывком (уки-отоси); бросок через спину (сэои-нагэ); бросок через плечо и руку (иппон-сэои-нагэ); бросок через плечо (сото-макикоми); бросок путем захвата ног обеими руками (моротэ-гари); свержение «мертвого дерева» (китити-таоси).
Бросок в дзюдо
К броскам через плечо (коси-вадза) относятся: подхват под одну ногу (утимата); подхват с захватом руки под плечо (утимата-маки-коми); подхват голенью (ханэ-госи); бросок с захватом руки под плечо с подсадом голенью (ханэ-макикоми); ответный бросок на бросок через бедро (усиро-госи); бросок через бедро (о-госи); бросок через бедро с захватом ворота (коси-гурума); подхват под обе ноги (харай-госи); бросок с захватом руки под плечо с подсадом голенью (ханэ-макикоми); бросок через бедро с захватом рукава (содэ-цури-коми-госи); бросок через бедро с захватом пояса (цури-госи); бросок через бедро с захватом туловища (уки-госи); бросок через бедро с захватом отворота (цури-коми-госи).

Броски ногами (аси-вадза) в дзюдо охватывают: подсечку из­нутри (ко-ути-гари); боковую подсечку (дэ-аси-барай); заднюю под­сечку (ко-сото-гари); переднюю подсечку (сасаэ-цурикоми-аси); задний подхват под обе ноги (о-сото-гурума); боковую подсечку под две ноги (окури-аси-бараи); зацеп снаружи (ко-сото-гакэ); зацеп изнутри (о-ути-гари); подсечку в колено (хидза-гурума); бросок через ногу (аси-гурума); обхват (о-сото-гари); бросок через ногу вперед (о-гурума); подсечку в темп шагов (харай-цури-коми-аси).

Броски с падением (сутэми-вадза) включают: переброс через плечо (удэ-гаэси); бросок через голову (томоэ-нагэ); переднюю подножку с падением (уки-вадза); заднюю подножку с падением (тани-отоси); бросок через голову с подсадом голенью (суми-гаэси); бросок через грудь с падением (еко-гурума); зацеп снаружи с падением (еко-отоси); «бросок в поле» (новаки); падение назад с перебросом через себя (хиккоми-гаэси); боковая подсечка с падением (еко-гакэ); передняя подножка на пятке с подсадом голенью (еко-вакарэ); бросок через грудь (ура-нагэ).
Бросок через бедро с подхватом
Бросок через спину с подножкой
Бросок через спину с падением и переходом на удержание
В борьбу лежа (катамэ) входят следующие приемы: удержание в положении лежа на боку поперек противника (осаэ-вадза); удержание сбоку (кэса-гатамэ); удержание со стороны плеча с захватом руки и головы (ката-гатамэ); удержание сбоку с захватом одежды и руки (кудзурэкэса-гатамэ); обратное удержание сбоку (усиро-кэса-гатамэ).
Рычаг локтя из-под руки в положении, когда противник находится со стороны ног
В положении лежа передом над противником: удержание поперек с захватом руки и пояса (екосихо-гатамэ); удержание со стороны головы с захватом рук и пояса (кудзурэ-ками-сихо-гатамэ); удержание со стороны головы с захватом пояса (ками-сихо-гатамэ); удержание верхом с захватом руки и головы (татэ-сихо-гатамэ); удержание поперек с захватом пояса и рук (мунэ-гатамэ); удержание верхом с захватом ногами головы и руки (татэ-санкаку-гатамэ); обратное удержание сбоку (усиро-кэса-гатамэ).

В следующую группу в борьбе лежа выделены удушающие приемы (симэ-вадза): удушающий прием предплечьем спереди (ката-дзюдзи-дзимэ); прямое удушение руками накрест (намэ-дзюдзи-дзи-мэ); удушение отворотом сзади (окури-эри-дзимэ); удушение из положения верхом при скрещенных спереди руках (гяку-дзюдзи-дзи-мэ); удушение отворотом сзади с одновременным приподниманием рук (ката-ха-дзимэ); удушающий прием сзади предплечьем (садэ-гу-рума); удушение сзади плечом и предплечьем с упором в затылок (хадака-дзимэ); удушение предплечьем сзади (усиро-дзимэ).
Переворот противника, находящегося со стороны ног, с переходом на удержание
Удушающий прием кувырком влево
«Мельница» с захватом за разноименный отворот
Любой из приемов и бросков в дзюдо, при условии его правильного выполнения, очень эффективен, особенно в боевом варианте, не требующем подстраховки. Некоторые из них зрелищны и применяются при съемках фильмов. Наиболее зрелищными бросками дзюдо являются: «мельница» (ката-гурума), бросок через плечо с «подхватом» (ути-мата), бросок с падением на спину через голову с упором ноги в живот (томоэ-нагэ) и бросок через спину с переходом на рычаг локтя.

В арсенале каждого дзюдоиста имеется несколько приемов и бросков, которые он может выполнять лучше других, они и выручают его в трудные минуты, но требования к броскам с течением времени меняются. Если в начале 20 гг. XX в. большой популярностью пользовался бросок через бедро с обвивом ноги противника (ханэ-макикоми), то в 50-е гг. больше практиковались броски с захватом за голень.
Бросок с захватом за голень
Говоря о приемах дзюдо, невозможно обойти стороной комплекс формальных упражнений - ката. В классическом дзюдо ката играли такую же роль, как и основные приемы, броски, захваты и свободный спарринг. Ката является прекрасным средством психической подготовки спортсмена и предоставляет возможность постигнуть внутреннюю сущность путем медитации. В программе школы «Кодокано» содержалось 9 ката. Некоторые из них были отобраны из практики старых школ дзю-дзюцу, а некоторые составлены самим Кано. Они включают: 1) комплекс для свободного спарринга (рандори-но ката); 2) комплекс решимости, или комплекс боевых приемов (синюн-себу-но ката); 3) комплекс самозащиты «Кодокано» (Кодо-кан госин-дзюцу-но ката); 4) комплекс мягкости (дзю-но ката); 5) традиционный комплекс (косики-но ката); 6) комплекс «пяти стихий» (ицуцу-но ката); 7) комплекс национального физического воспитания (сэйреку дзэнъе кокумин-тайику-но ката); 8) комплекс самозащиты для женщин (фудзеси-е госин-но ката); 9) комплекс самозащиты для мужчин (иппан-е го-снн-но ката). Каждая из перечисленных ката представляет собой комбинацию нескольких приемов, расположенных в определенной последовательности, в процессе выполнения которых движения приобретают ритм. В некоторых комплексах заметно прослеживается связь с дзю-дзюцу. Так, традиционный комплекс состоит из движений, имитирующих действия самурая, облаченного в стальные доспехи. Многие приемы этого комплекса имеют оригинальные и колоритные названия, например «погружение в мечты», «струящийся поток», «бросок в водопад» и т.д.

В школе «Кодокано» от учеников требовалось безукоризненное знание всех ката. Все тренировки начинались и заканчивались «комплексом мягкости», в котором основное значение уделялось мягкости движений и плавности переходов. Сам Кано в ката видел модель гармоничного развития всего живого на Земле, направленного на достижение взаимного благоденствия.

Конечной целью дзюдо, по мнению Кано, является воспитание человека в духе уважения принципа «взаимного благоденствия», т.е. порядка и согласия между всеми членами общества, укрепление тела и духа каждого отдельного человека во имя общих успехов и побед. В современном дзюдо этот принцип не учитывается.

Новое на сайте
11.02.08 - Обновлен раздел "Download"
7.01.08 - Обновлен раздел "Download"
РЫклама




Rambler's Top100 Counter CO.KZ Яндекс цитирования
Dima Nevernyi © 2010   
X