Навигация
Основные принципы
Учение о перемещении
Приемы дзюдо
Правила спортивного дзюдо
Отработка приемов
Подготовка дзюдоистов
Наши партнеры
Материал взят из книги Бердышева С. Н. "Боевые искусства. Философия и техника боя"

Основные принципы дзюдо

Кано первым из всех японских мастеров в своем учении начал применять понятие "до", что означает "путь", в то время как дзю-дзюцу основывалось на таких понятиях, как искусство, мастерство или метод. Различия между этими двумя видами понятий можно объяснять как внешнюю установку на действие и внутреннее содержание этого действия. До начала действия "Кодокано" почти все японские школы боевых искусств учили владению мечом и кулаком, что являлось средством существования и гарантией безопасности на поле боя. Нравственному воспитанию уделялось очень мало времени, причем оно ограничивалось ознакомлением с основными правилами поведения. Это говорит о том, что теория в обучении далеко отставала от практики.

Понятие "до" как высшего принципа в различных его истолкованиях присутствовало во многих религиозных и философских учениях и соотносилось со всеми видами китайского ушу и японских бу-дзюцу. Кано возвратился к этому понятию в период поиска духовных ценностей и коренных сдвигов в политике и идеологии своей страны. Сегодня никто не сомневается в том, что дзюдо является передовым видом спорта, ведь в отличие от других видов боевых искусств он включен в программу Олимпийских игр. Но Кано не стремился к тому, чтобы созданный им вид борьбы использовался на спортивной площадке. Он создавал его с целью постижения пути. Его ученики совершенствовали свое тело и дух не в спортивном зале, а в додзе - зале для медитации. В этом зале учитель стремился привести своих учеников к гармонии общества посредством усилий каждого из них.

В теории дзюдо первостепенное значение Кано придавал духовной стороне. Он считал, что любой вид борьбы приобретает смысл только тогда, когда направлен на совершенствование и духовной, и физической сущности человека. Для самого Кано, пришедшего ко многим выводам в результате многолетних размышлений, большое значение имел свободный спарринг, или рандори, в котором можно увидеть все способности человека.

Рандори представляет собой состязание между двумя партнерами, которые стремятся продемонстрировать все свои возможности и навыки, следуя всем правилам дзюдо. Победителем состязания становится тот, кто первым сумеет найти уязвимое место партнера и воспользуется им для перехода в атаку. В таких поединках воспитывается особое состояние духа, а также серьезность, вдумчивость, осторожность, скорость реакции и интуиция. Естественно, что никто из участников поединка не может предугадать действия соперника, поэтому каждый из них должен быть готов отразить любую атаку. На таких тренировках, при условии их регулярного проведения, можно достичь высокого духовного уровня. Поиск средств, с помощью которых можно одержать победу над противником, развивает воображение и способность к аналитическому мышлению.

Но настоящим мастером дзюдо сможет стать только тот, кто добьется полного контроля над телом и духом и одновременно в совершенстве овладеет основами техники борьбы. Средства достижения этой цели детально разработаны в методике обучения Кано. Многое из его теории перешло в другие виды борьбы, многое было видоизменено. Со временем дзюдо далеко ушел от первоначальной теории, и большинство современных спортсменов, добившихся в этой области больших успехов, не имеют представления об его истинном предназначении. Широкие массы предпочли практику, а теоретические разработки японских философов покоятся на полках под толстым слоем пыли. Изменились и внешние атрибуты системы.

В молодости Кано обучался у мастеров школы Истинной Сути Души Неба и школы Подъема и Ниспровержения. Предпосылкой для возникновения теоретической базы дзюдо послужили положения школы Подъема и Ниспровержения, в основу которой были положены два секретных трактата, содержащие важнейшие принципы восточной борьбы. Они имели прямую связь с практической медитацией и системой аутотренинга. Эти труды основателю школы в XVII в. передал дзэнский патриарх Такуан.

Из этих школ Кано перенес в дзюдо положение о том, что истинная мудрость заключается в непоколебимой твердости духа и концентрации воли на развитии интуитивного восприятия действий противника. Согласно Такуану, путь к победе лежит через свободу движений, а достичь такой свободы можно только через "пустоту". В основе учения Такуана лежит идея о предельном самообладании, которое необходимо довести до степени самоотрешения. Учению о спокойствии духа посвящен трактат под названием "Покой в действие", некоторые также переводят его название как "Действие в покое". В нем Такуан подробно развил мысль, что, когда противник обдумывает прием, какое-то время он прибывает в состоянии нерешительности. Настоящий мастер должен уметь воспользоваться этой паузой в своих целях и повернуть ситуацию так, чтобы преимущество оказалось на его стороне. На более высокой ступени мастер должен овладеть искусством нанесения синхронного контрудара. В контексте Дзигоро Кано дзюдо является не только одним из видов восточных единоборств, но и сложной системой психофизического воспитания. Дзюдоисты провоцируют противника на неправильное движение путем использования его непроизвольного противодействия в физической и психологической области.

Для того чтобы использовать непроизвольное противодействие противника в физической области, следует толкнуть его. Спустя долю секунды он окажет непроизвольное сопротивление и немного наклонится вперед. Этот момент в дзюдо используется как изменение действия силы. Когда наклон достигнет своей наивысшей фазы, нужно протянуть противника. Основное значение в эти моменты имеет чувство реакции. Для приемов и позиций дзюдо характерно частое введение изменений. Это делается для того, чтобы между намерением и новым замыслом возникала пауза, которая является подходящим моментом для окончания действия. Последний принцип затрагивает психическую область.

Яснее понять действие этого принципа можно с помощью простого примера. Итак, в схватке участвуют два человека: сила одного равна 10 единицам, а сила другого меньше и составляет 7 единиц. Когда в схватке более сильный противник толкнет слабого, последний может отшатнуться или упасть. Это происходит оттого, что, пытаясь выстоять, человек напрягает для сопротивления все свои силы и таким образом противопоставляет силу силе. Но если слабый противник уступит силе сильного, отодвинувшись от него на такое же расстояние, на какое он его толкнул, контролируя при этом равновесие, сильнейший противник неизбежно качнется вперед и сам потеряет равновесие.

Этот момент в дзюдо самый важный, и его нужно использовать самым наилучшим образом. В этом положении стойка сильнейшего противника крайне неудобна, и его сила на этот момент составляет только 3 единицы из прежних 10. Слабый же соперник в это время удерживает равновесие и сохраняет всю свою силу. Имея преимущество на своей стороне, он может нанести противнику действенный удар или выполнить эффективный бросок, причем в любой прием ему необходимо вкладывать лишь половину всей своей силы, а другую половину он может приберечь для другого случая. Именно таким образом истолковывается тезис Кано о "наиболее результативном приложении силы".

Этот принцип в Японии используется не только в боевых искусствах. Он также применяется для совершенствования тела с целью сделать человека более сильным и здоровым. В некоторых современных школах Японии данный принцип является основой физического воспитания молодого поколения. Кроме того, он используется и для улучшения питания, одежды, характера и т.д. Разрабатывая теорию дзюдо, Кано стремился к созданию своеобразной школы жизни. Его идеи заинтересовали многих японцев, и в наши дни дзюдо широко применяется как методика тренировки тела и духа, а также помогает в решении всех жизненных вопросов.

Из практики дзю-дзюцу Кано перенес в дзюдо некоторые положения о жизненно важной роли тандэн, регуляции биоэнергии ки. В дзюдо эти положения существуют в несколько видоизмененном и более рациональном варианте. Кано отставил в сторону все мысли о достижении сверхъестественной силы путем регуляции биоэнергии и остановился на физических законах, связанных с центром тяжести.

Он рассматривал тандэн как центр тяжести человеческого организма в нормальном состоянии. Исходя из этого, он вывел теорию о возможности сохранения равновесия в любом положении. Согласно этой теории, принцип выполнения всех приемов в дзюдо может быть проиллюстрирован в виде круга или сферы, перемещающихся в пространстве. Стоящий в их центре человек является подвижной осью. В школе "Кодокано" изучают движения кошки, подбрасывая ее в воздух. Всем известно, что кошка всегда приземляется на четыре лапы. Таким же искусством овладевают дзюдоисты.

Отдельные моменты относительно положения человеческого центра тяжести содержались и в дзю-дзюцу. Кано лишь пересмотрел их и обобщил. Все основные принципы японской борьбы дзюдо и дзю-дзюцу были сформулированы на базе китайского Цюань-шу, в котором говорилось, что в поединке необходимо: критически оценивать свои возможности и физические данные противника, чтобы использовать его промахи и ошибки в своих целях; стремиться вывести противника из выгодного для него положения; всеми способами уклоняться от атак противника; в нападении и атаке находить слабые и уязвимые места противника; броски проводить по принципу механизма рычага; удерживать противника путем применения болевых приемов и замков; бить по болевым точкам, добиваясь болевого шока, только в случае крайней необходимости.

Основным правилом дзюдо, действительным для всех приемов, является выведение противника из равновесия при сохранении собственного равновесия. В связи с этим перед освоением основных приемов начинающие дзюдоисты подробно изучают анатомию человека, расположение центра тяжести, рассматривают факторы, влияющие на гибкость его суставов и мышц. Эти знания позволяют анализировать каждую позицию и каждое движение с точки зрения устройства человеческого организма.

В дзюдо принято исходить из закона равновесия. Начальным для всех движений и позиций является следующее положение: ноги находятся на ширине плеч (на 1/4 часть человеческого роста), стопы ног вывернуты наружу под углом от 30 до 45 градусов, колени слегка согнуты. Из такого положения дзюдоист может занимать любую позицию, сохранять равновесие, наносить действенные удары и выполнять успешные броски.

Большое значение в обучении дзюдо отводится устойчивости. Чтобы научиться сохранять устойчивость в процессе выполнения всех движений, необходимо изучить каждое возможное положение с точки зрения положения общего центра тяжести и его перемещения во время движений. Например, при изменении положения стоп меняется и опора.

Людей высокого роста легче вывести из равновесия, чем невысоких. Поэтому в основной стойке им необходимо шире расставлять ноги. Следует также учитывать, что большой вес тела увеличивает устойчивость, пока тело неподвижно. Когда тяжелое тело участвует в движении, большая часть его инерции создает нежелательное ускорение и это может привести к потере контроля над равновесием.

Теория дзюдо также охватывает вопросы, связанные с применением силы. Дзюдоисты действуют согласно принципу: "толкай, когда противник тянет, тяни, когда он толкает". В процессе тренировок они овладевают искусством начинать свое действие на долю позже, но более энергично. Это позволяет приложить дополнительную энергию к силе противника, чем можно быстро вывести его из равновесия.

Большинство приемов в дзюдо построены на бросках с использованием корпуса и бедер, поэтому физическая сила в данном виде борьбы имеет большое значение, т.к. шансов на победу у сильного спортсмена всегда больше. Но не следует выпускать из виду принцип Кано о "результативном приложении силы". Для победы в Дзюдо одной физической силы недостаточно, необходимо также учиться сохранять и направлять свои духовные силы. Кроме того, в Дзюдо очень важно уметь дозировать усилия и быстро перестраиваться для нового приема.

Основная цель борьбы стоя состоит в том, чтобы вынудить соперника потерять равновесие и заставить его упасть на опору. Благоприятные для этого возможности возникают, когда противник: намеревается шагнуть вперед; намеревается шагнуть назад; предпринимает попытки переместиться вправо или влево; занимает стойку для приема; двигается быстро и беспорядочно, т.е. движения опережают мысли; в начале применения приема допустил ошибку и пытается вернуться в первоначальное положение.

Кано разработал многочисленные способы "расшатывания" (куд-зуси). Все они проводятся в восьми направлениях с использованием различных финтов. Для атаки Кано предусмотрел три способа кудзуси: толкнуть противника и, используя его сопротивление, резко потянуть в другую сторону; потянуть противника на себя, а затем, также используя его сопротивление, резко толкнуть в обратном направлении; когда противник находится близко, оторвать его от пола резким рывком вверх с приложением силы ног и туловища.

Для наименьшей затраты сил при выведении из равновесия рекомендуется одновременно воздействовать на ось плеч противника и на площадку опоры. Классическими способами выведения из равновесия в дзюдо считаются: захват двумя руками за одежду; комбинированный захват за одежду и части тела; захват отворота на уровне ключицы и рукава выше локтевого сустава. При выполнении последнего способа захвата появляется возможность вывести соперника из равновесия в различных направлениях, разворачиваясь к нему боком, грудью или спиной. Еще один важнейший принцип дзюдо касается состояния мышц рук и плеч: при выполнении всех движений они должны быть полностью расслаблены. Под этим не стоит понимать, что руки обессилены и висят вдоль тела без всякой надобности. Они должны быть мягкими, но одновременно гибкими и пружинистыми, как ветка вербы. Мастера школы "Кодокано", достигшие уровня Черного пояса, в обязательном порядке изучали традиционные способы оказания первой помощи при серьезных травмах. Эти способы не имеют ничего общего с современной медициной и основываются на теории акупрессуры (кю-ацу). Способы, позволяющие вывести человека из шокового состояния, в Японии называются "каппо". Самой распространенной травмой в дзюдо является шок при удушении. Он возникает в результате временного перекрытия кровеносных сосудов, часто вызывает их анемию и изменение давления в области головного мозга, а при сильном сжатии сонной артерии и трахеи затрудняет доступ кислорода в кровь.

В таких случаях восстановить дыхание и облегчить доступ кислорода в кровь можно нажатием на определенные точки груди и живота. В последние годы японцы придали гласности более 10 способов традиционного каппо. Наиболее популярны и эффективны среди них воздействия на точку сосредоточения ки, расположенную в нижней части живота, на почки (дзиндзо-кацу) и на легкие (дэкиси-кацу). В прошлом все способы каппо были строго засекречены и передавались только устным путем. Их секреты учителя раскрывали только самым способным и талантливым ученикам.

Новое на сайте
11.02.08 - Обновлен раздел "Download"
7.01.08 - Обновлен раздел "Download"
РЫклама




Rambler's Top100 Counter CO.KZ Яндекс цитирования
Dima Nevernyi © 2010   
X