Навигация
Поклоны
Основные движения
Набор приемов сидя
Приемы извлечения меча
Техника среднего и высшего уровней
Техника среднего уровня
Набор особых приемов
Техника высшего уровня
Методы фехтования
Наши партнеры

Техника среднего и высокого уровня

Занимаясь Иайдо в течение нескольких лет, ученик приобретает более глубокое понимание движений, составляющих основу базовой техники. Продолжительность этого периода (от двух до пяти лет) определяется многими факторами:

  1. частотой тренировок;
  2. увлеченностью занятиями;
  3. чувством координации;
  4. предыдущим опытом в боевых искусствах;
  5. качеством обучения.
По мере освоения базовой техники приходит плавность движений. Это означает, что, выполняя комбинацию приемов, ученик больше не думает о том, какое движение будет следующим. Он сосредоточен на правильности формы, ритме, силе движений.

Есть несколько моментов, на которых должны сосредоточиться ученики среднего уровня. Один из них - устранение лишних движений - как меча, так и тела. Иайдо - это искусство, оно предназначено для совершенствования характера ученика. Избавление от недостатков в обращении с мечом тесно связано с улучшением характера. Именно этому ученик и должен уделить основное внимание.

Лишние движения возникают при выполнении удара. С одной стороны, держа занесенный над головой меч, ученик приподнимает его еще больше перед нанесением удара. Это неприемлемо и стратегически, и эстетически. Со стратегической точки зрения такое движение вызывает задержку на выполнение дополнительного подъема и дает противнику понять о намерениях ученика, а значит, ослабляет его. С эстетической точки зрения любое отклонение от идеала делает движения менее красивыми, а реальный удар красив, ибо быстр и силен: меч как будто появляется ниоткуда. Следует избегать малейших признаков намеренного усилия в исполнении удара.

С другой стороны, недостатки проявляются в конце удара. Во-первых, в конце удара начинающий Иайдока часто наклоняется вперед. Во-вторых, чтобы погасить кинетическую энергию удара, начинающие ученики позволяют мечу дрожать или дергаться в точке окончания режущего движения. Эти недостатки должны быть устранены. Единственный путь к устранению - напряженная работа на тренировках. Тренируясь, ученик должен полностью сконцентрироваться на всех четырех моментах кириороси, о которых было сказано выше.

Другой момент - угол наклона лезвия, касается Иайдо как вида боевого искусства. Чтобы меч хорошо рассекал плоть, угол наклона лезвия должен совпадать с углом, под которым наносится удар. Другими словами, при прямом ударе лезвие надо держать строго прямо; при наклонном ударе угол наклона лезвия должен соответствовать углу наклона меча при движении в пространстве. Если углы различны, то в реальном ударе при контакте с настоящей плотью меч повернется или сломается. А поскольку большинство учеников, занимаясь Иайдо, не отрабатывают удары на реальных предметах, этот недостаток широко распространен. Чтобы от него избавиться, на тренировках ученику следует сконцентрироваться на сохранении правильного угла лезвия. Поначалу нужно медленно выполнять режущий удар, внимательно следя за правильностью угла наклона лезвия, а при отклонении обеспечивать соответствие угла наклона лезвия траектории движения меча. Много хороших мечей для занятий Иайдо при движении издают характерный свист. Звук тем громче, чем ближе угол наклона лезвия к оптимальному. Это прекрасный индикатор правильности наклона.

Другие типичные особенности, за исключением позиции стоя и правильных углов всех частей тела, заключены в скорости выполнения движений. В Иайдо есть два основных типа движений. В одном движения начинаются медленно, скорость их постепенно нарастает и достигает максимума в конце движения. Таковы все движения, связанные с извлечением меча. В другом типе движения начинаются медленно и постепенно замедляются еще больше. Именно так следует опускаться на одно колено, вкладывать меч в ножны и выполнять некоторые другие движения. В движениях с ускорением скорость нарастает постепенно на всем пути от начала до конца. В конце происходит остановка без малейшего признака напряжения. В движениях с замедлением скорость снижается плавно. Ученик должен демонстрировать хорошую технику дзансин.

Надо всегда помнить, что в Будо отражается характер ученика. Тот, кто желает преуспеть в Иайдо, должен полностью посвятить себя занятиям, отложив в сторону мысли о быстром продвижении и освоении великого множества приемов. Заниматься надо ради самих занятий - потому что они вам нравятся. Это может показаться очень неожиданным для тех, кто не привык напряженно работать ради успеха. Но таково Иайдо - искусство утонченное и скрупулезно точное. Единственный способ достичь мастерства - упорно тренироваться в течение долгого времени, тщательно изучать приемы, чтобы понять их назначение и наилучший способ выполнения, познавать себя для постепенного устранения негативных побуждений для занятий боевым искусством, заменять их любовью к искусству, желанием совершенствоваться, уважать учителей и мастеров прошлого.

Позиция сидя для самураев.

Быстро встать из позиции сэидза довольно трудно. Такое мнение сложилось еще среди самураев феодальной Японии. Поэтому позиция была модифицирована. Новая позиция называется татэхидза ("поднятое колено"). Она похожа на сэидза, но в новой позиции правая нога находится перед телом. Колено поднято. Из этой позиции значительно легче перенести вес на переднюю ногу, перейти в позицию "на одном колене" или встать.

Позиция татэхидза составляет основу для двух наборов приемов:

  1. набор приемов сидя (татэхидза но бу);
  2. набор усложненных приемов, "секретные приемы сидя" (окиай иваза но бу).

Чтобы сесть в позицию татэхидза из позиции стоя, поставьте левую ногу позади правой на 20 сантиметров. Согните ноги в коленях и опустите левое колено на пол, а ступню поставьте на подушечки пальцев. Правой рукой откиньте хакама влево, чтобы ткань не попала под ногу. Вытяните носок левой ноги и положите подъем на пол. Уберите хакама из-под правой ноги и сядьте на левую. Подтяните к себе правую ногу. Ее носок должен быть немного впереди левого колена. Положите правую руку на правое колено, а левую около бедра слева от себя, как показано на рисунке. Спину держите прямо, взгляд направьте в точку на расстоянии четырех метров перед вами.

Ученики обычно находят эту позицию довольно неудобной. В ней трудно сохранять равновесие, левая нога начинает затекать и болеть. Но через несколько месяцев регулярных занятий эти неприятные ощущения проходят. На рисунке также показаны позиции, завершающие большинство приемов набора татэхидза но бу. Из стандартной позиции, когда одно колено поднято, а другое на полу, правая нога обычно скользит назад, а затем вправо. Поэтому, поворачивая левую ногу и опираясь на колено, подводят левую ступню к правой. Чтобы встать, двигают правую ступню по диагонали вперед и влево, обратно в позицию на одном колене. Затем встают, сделав шаг вперед левой ногой.

Взгляд, концентрация, самообладание.

Мэцукэ означает взгляд. Для Иайдо важно положение глаз при выполнении приемов. Для имитации реального взаимодействия между фехтовальщиками взгляд фиксируется на точке, где должен был бы стоять противник при реальной битве на мечах. Поэтому сосредоточьте ваш взгляд в точке на расстоянии четырех метров впереди вас. Зафиксируйте взгляд в начале приема, как на рисунке, и не опускайте его до момента резания. Выполняя режущий удар, переведите глаза на точку в трех метрах перед вами. Взгляд остается на ближней точке до конца приема. После завершения приема взгляд снова направлен прямо вперед. Меч вложен в ножны и переведен в исходное положение.

Полная концентрация при занятиях включает несколько элементов, один из которых - фиксация взгляда. Другие элементы - техника, фокусирова-ние сознания, настрой духа. Все они должны быть задействованы при выполнении приемов. По-японски это называется киай. Ки - внутренняя энергия, ой - собирание, фокусирование. Это слово обычно обозначает громкий крик во время занятий боевыми искусствами. Крик всего лишь внешнее проявление сконцентрированной энергии ученика. Киай можно выполнять и беззвучно, не подключая голос. С криком или без него, киай всегда должен иметь место при занятиях боевыми искусствами.

Дзансин означает потенциал духа, так говорят о достоинстве и силе выдающихся мастеров Будо. Такой человек, кажется, излучает невидимую энергию, за внешностью чувствуется огромная сила духа. К подобному самообладанию должен стремиться любой, занимающийся Иайдо. Концентрировать внутреннюю энергию необходимо в нескольких случаях:

  1. перед началом выполнения приема, еще не сделав никаких движений;
  2. в конце приема, когда вся энергия удара как будто замирает на мгновение.

Ученики среднего и высокого уровня всегда должны выдерживать паузу в одну или две секунды после выполнения основных движений. В этот момент они концентрируют свою энергию. Со временем качество вашего дзансин возрастет.

Новое на сайте
11.02.08 - Обновлен раздел "Download"
7.01.08 - Обновлен раздел "Download"
РЫклама




Rambler's Top100 Counter CO.KZ Яндекс цитирования
Dima Nevernyi © 2010   
X