Навигация
История айкибудо
Традиции и правила
Перемещения
Стойки
Тай-собаки
Тэ ходоки
Укэми
Техника атак
Броски вперед
Броски назад
Контроль руки
Наши партнеры
Материал взят из книги Бердышева С. Н. "Боевые искусства. Философия и техника боя"

Традиции и правила айкибудо

Боевое искусство айкибудо является очень древним видом физических занятий и философского самосовершенствования. Его современное состояние - это результат процесса эволюции и соблюдения традиций, которые составляют его историческую основу.

Для организации занятий айкибудо необходимы специальные помещения, отвечающие историческим и гигиеническим требованиям. Место, где проходят тренировки по боевому искусству айкидо, называется додзе. Кроме спортивного ринга (собственно додзе) для спортивных занятий, в названный комплекс входят раздевалки и душевые, т.к. гигиена, чистота не только души, но и тела человека играют очень важную роль в философии народов Дальнего Востока.

Додзе
Как уже упоминалось выше, додзе представляет собой совокупность помещений, предназначенных для занятий айкибудо. В дословном переводе с японского слово "додзе" означает "место пути". Каждый человек, занимающийся айкибудо, испытывает по отношению к нему едва ли не священный трепет. Здесь происходят обучение, тренировочные занятия и основные сражения.

додзе представляет собой четырехугольное помещение, в котором каждое место имеет свое специальное назначение и название. Место, расположенное напротив входа - выхода, называется камидза, правая стена - симосэки, левая - дзесэки. Вход - выход носит название симоса. Место, где происходят занятия, называется татами.

Камидза является самым главным местом на додзе. У этой стены всегда сидит учитель. Оно считается наиболее почетным, потому что в камидза по обычаю располагается священный алтарь.

Место учеников находится у стены симоса. Перед учениками располагаются юданся. Места ассистентов всегда находятся у стены дзесэ-ки, а зрителей - у симосэки. Учитель, ученики, ассистенты и зрители по обычаю рассаживаются спиной к стене и лицом к татами.

Душевые
Перед тем как выйти на татами, все участники занятий айкибудо принимают душ и производят соответствующие гигиенические процедуры, подстригают ногти. Такая аккуратность необходима не только для исполнения ритуалов, а также во избежание несчастных случаев.

Раздевалки
По окончании гигиенического моциона люди переходят в раздевалку, где одевают ритуальную одежду и обувь. Одежда участников занятий зависит от их спортивного звания и квалификации. Для всех обязательны брюки и куртка, которые называются кейгоги, пояс оби, хакама. Хакама надевают только юданся (спортсмены, имеющие степень первого дана и выше). Кроме того, костюм для тренировочных занятий включает в себя белые брюки узкого покроя, тогда как во время состязаний спортсмены одеты в черные широкие штаны.

Рэйсики
Рэйсики - свод правил, которые исполняют перед занятиями все его участники, как ученики, так учителя и ассистенты. Войдя в додзе, каждый участник должен поклониться в сторону камидза. Такой поклон называется рицу рэй и символизирует благоговение спортсмена по отношению к святому месту. Ученики всегда должны взойти на татами еще до прихода учителя и сделать разминку. После прихода учителя начинается ритуал приветствия. Приветствие играет важную роль в боевом искусстве айкибудо. Во-первых, участник воздает дань уважения своим учителям и товарищам. Во-вторых, оно символизирует единение людей. Уважающие и доверяющие друг другу люди никогда не нанесут умышленный вред.

Приветствие состоит из нескольких этапов, которые подразделяются на шесть отдельных команд: сейдза, шомэн ни рэй, сэнсей ни рэй, отагаи ни рэй, кирицу. Команды для их выполнения подает ученик, имеющий самую старшую степень. Некоторые приветствия произносятся вместе с поклоном в строну учителя. Сейзда, собственно, не приветствие, а команда стать на колени для исполнения ритуала. На колени встают не только ученики, но и учителя.

Шомен ни рэй (в некоторых случаях синдзен ни рэй) - самое первое общее приветствие, которое относится к учителю, ассистентам и, если речь идет о показательных выступлениях, зрителям.

Сансей ни рэй - специальное приветствие учителю. Его произносят не только ученики, но и все находящиеся в зале. Во время его произнесения окружающим следует поклониться в сторону учителя, воздавая ему дань особого уважения.
Отагаи ни рэй - еще одно общее приветствие. Переводится как "Приветствуем друг друга". Все присутствующие, в том числе и учителя, кланяются друг другу.

Кирицу - заключительная команда, означающая подъем и окончание приветствия. Она произносится после того, как учитель встает с колен.

В отдельных случаях для упрощения ритуала используются только приветствия рицу рэй и сэнсей ни рэй. После окончания занятий исполняется такой же ритуал, который в этом случае означает обряд прощания.

На занятиях по айкибудо царит строгая дисциплина. Ни один ученик не может покинуть татами и додзе в целом без разрешения учителя после произнесения сэнсей ни рэ и шомэм ни рэй. Ученик, опоздавший на тренировку, имеет право приступить к занятиям только с разрешения учителя. До этих пор он должен находиться в сейдза. В традиционном айкибудо ученик имеет право выйти из додзе только тогда, когда будет в зале наведен образцовый порядок. В обязанности юданся также входит хакама, символизирующее их отличие от других учеников.

Сэме-тори-укэ дачи-кири коми-учи коми
"Сэме-тори-укэ дачи-кири коми" в переводе с японского означает название или обозначение ролей каждого партнера. Для занятий боевым искусством айкибудо существует пять ролей, определяющих позиции борцов на татами: сэме, тори, укэ дачи, кири коми и учи коми.

Сэме - борец, который должен нападать и страховать своего партнера после броска или атэми.
Тори - борец, выполняющий приемы защиты.
Укэ дачи - борец, выполняющий личную защиту с применением оружия.
Кири коми - борец, выполняющий личное нападение на противника с применением холодного оружия: ножа, копья, меча.
Учи коми - борец, выполняющий личное нападение с палкой.
В некоторых случаях, например в ката, учи коми и кири коми, т.е. нападение с применением холодного оружия и палки, имеют одно название - омотэ дачи.

Ма-ай, или дистанция боя
Дистанция боя, или ма-ай, - интервал между партнерами (противниками), находящимися друг напротив друга в тот момент, избрав ту или иную боевую позицию. Она является одной из основных традиций айкибудо. Характер дистанции всегда определяется характером боевой позиции, будь то приветствие, рукопашный бой или работа с холодным оружием или палкой.

Существует три вида дистанций, предназначенных для техники боя искусства айкибудо:

  1. Чика ма - небольшая дистанция, позволяющая противникам производить захваты или атэми. Интервал не предполагает передвижения, противники стоят на месте.
  2. Ма - дистанция, примерная величина которой равна 1 м. Интервал предназначен для защиты, нападения и основной стойки после приветствия в первые минуты боя.
  3. То ма - дистанция, примерная величина которой равна 2-3 м. Интервал предназначен для работы с холодным оружием и для приветствия.

Переход от дистанции ма к чика ма производится методом скользящих шагов (цуги аши). Боевая стойка при этом не меняется.

Сэн, или правила реагирования на атаку партнера (противника)
Сэн в переводе с японского означает "опережение". В айкибудо это реакция на нападение партнера (противника) и своевременное отражение его атак. Существует 3 вида реагирования борца на атаки партнера (противника):

  1. Сэн но сэн - реакция борца в самом начале атаки, когда противник готовится нанести или наносит первый удар.
  2. Тай но сэн - реакция борца во время проведения атаки.
  3. Го но сэ, мачи но сен - реакции борца после проведения атаки, первая из которых является защитой, опережающей противника в последний момент удара, а вторая - после захвата.

При организации той или иной реакции или защиты следует помнить, что для каждой из них существуют определенные дистанционные разграничения или отдельные направления первых. Например, для реакции го но сэн при выборе дистанции ма во время ожидания атаки противника необходимо уменьшить дистанцию до чика ма. Реакция во время проведения атаки тай но сэн, наоборот, должна быть увеличена до дистанции ма. Таким образом, идеальной дистанцией для го но сэн и сэн но сэн является чика ма, а для реагирования тай но сен - дистанция ма.

Новое на сайте
11.02.08 - Обновлен раздел "Download"
7.01.08 - Обновлен раздел "Download"
РЫклама




Rambler's Top100 Counter CO.KZ Яндекс цитирования
Dima Nevernyi © 2010   
X