Навигация
Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Наши партнеры

Музруков Глеб Николаевич.
Ниндзя: воины - тени.

Глава V. В конце пути.

Изучая историю ниндзюцу, листая пожелтевшие страницы древних книг, прикасаясь руками к рукояти мечей, которые когда-то сжимали руки настоящих мастеров ниндзюцу, невольно задаешься вопросом: "Неужели все это в прошлом, и то, что мы видим в многочисленных фильмах о ниндзя относится лишь к области преданий и фантастики?" Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно прежде всего хорошо представлять себя главную цель, которую ставили перед собой создатели школ ниндзюцу далекого прошлого. Эта цель - полная, абсолютная эффективность в борьбе с противником, требовала от ночного воина не только автоматизма в управлении сроим телом и сознанием, не просто усвоения определенного набора методик и доктрин. Все это само по себе было лишь подготовкой - одним из этапов в длительном пути "муся сюгё" - поисках истины воина. И лишь выковав стальной характер и несгибаемую волю, сделав из хрупкого человеческого тела непобедимое оружие, поборов страх и приобщившись к эзотерическому знанию, ниндзя постигал высшую истину воина и становился непобедимым в полном смысле этого слова. Борьба была смыслом и целью его жизни, и вне этой борьбы ночной воин себя не мыслил. Многие авторы пишут о жестокости и безнравственности ниндзя, которые не признавали сложившейся в миру системы ценностей. Однако эта точка зрения не совсем верна, ибо сами воины-тени были представителями иной культуры с другой ценностной шкалой, и высшим мерилом для ниндзя была та цель, которую он перед собой ставил.

Понятий добра и зла попросту не существовало, поскольку, будучи адептами эзотерических учений высшего порядка, ниндзя понимали всю условность, относительность разделения на "хорошее" и "плохое", воспринимая мир во всей его целостности и неделимости. Ночной воин в выборе средств, пути и решения руководствовался лишь интуицией, но понимал ее не в современном смысле "необъяснимой способности принимать правильное решение", "шестого чувства" или "подсказки свыше". Для ниндзя интуиция была закономерным результатом долгого и трудного пути - чувством совершенно определенным и отнюдь не загадочным, качеством сознания, которым ночной воин должен был обладать, приобретая его с помощью специфических упражнений. Способность, не анализируя, видеть истину, освобожденную от эмоциональных оценок, понимать суть вещей в их данности, не соотнося эту данность не с какими категориями,- это и была интуиция ночного воина. Может показаться парадоксальным, но это не было "шестое чувство", ибо ниндзя мог не верить своим глазам, ушам и рукам, мог не полагаться на обоняние, но на свою стопроцентную интуицию - ку-но сэйкай - способность постигать суть реальности вне ее частных проявлений, он полагался всегда. Путь к обретению этой удивительной способности лежал через формирование совершенно особого типа мировосприятия, а средством была медитация. Буси дзэнпо - способы самопознания воина через молчаливое самоуглубление содержали одиннадцать ступеней активной медитации на заданной теме: первый уровень-тино ката - земной уровень - сосредоточившись на мысли о бренности человеческого тела, нужно было во всей полноте представить себе, насколько слаб, несовершенен и беспомощен человеческий организм как таковой, мысленно увидеть процесс быстрого старения и неизбежной смерти, свыкнуться с мыслью о тысячах болезней, которые могут разрушить эту хрупкую оболочку. Этот этап лучше всего помогал почувствовать ограниченные возможности тела, "увидеть" его реальность. Второй уровень- суйно ката - уровень воды предусматривал медитацию на тему о неадекватности того восприятия реальности, которое дают нам органы чувств. На этом уровне следовало представить себе все вероятные типы ситуаций, в которых органы чувств могут обмануть Вас, введя в заблуждение, и дать искаженную картину того, что происходит вокруг. Третий уровень - кано ката - уровень огня был посвящен медитации на тему непостоянства и несовершенства человеческого ума. Следовало размышлять о том, как быстро меняются в мозгу человека стереотипы, как то, что вчера казалось высшей ценностью утрачивает всякий смысл, сколь иллюзорно деление на хорошее и плохое и т. д.

Цель медитации на эту тему осознать слабость человеческого ума и неистинность любого умозаключения. Четвертый уровень - фуно ката - уровень ветра был посвящен постижению собственной незначительности и ничтожества во Вселенском масштабе, в пространственном и временном измерениях. Пятый уровень - возвращение к уровню земли - медитация о том, как материальное в этом мире стремится возобладать над духовным, с целью избавиться от привязанностей и желаний. Шестой уровень - возвращение к уровню воды, медитация на тему полного отождествления себя с окружающими, с целью избавления от эмоций, вызываемых общением с людьми. Седьмой уровень - возвращение к уровню огня - размышления о взаимосвязи причины и следствия, для избавления от ложных суждений. Восьмой уровень - возвращение к уровню ветра - медитация на тему множественности проявлений реальности, с целью избавиться от ограниченности восприятия. Девятый уровень - куно ката - уровень пустоты - медитация на дыхании - т. н. нейтральная концентрация с целью войти в состояние безмыслия. Десятый уровень- тайкино ката - уровень "Великого предела" - мысленно переносясь в будущее, следовало из этого воображаемого будущего как бы увидеть себя в прошлом (настоящем) с целью оценки правильности принятого решения. Одиннадцатый уровень - мокино ката - уровень беспредельности, уровень видения будущего, исходя из относительности понятия времени.

Таковы были одиннадцать ступеней медитации, проходя через которые ночной воин обретал просветление и дар-адекватного восприятия мира. Обладание этим эзотерическим знанием - высшей мудростью и делало ниндзя непобедимыми, поскольку дистанция между ними и обычными людьми во всех отношениях составляла уже несколько порядков. Ниндзя мог предвидеть будущее и поэтому, в определенной ситуации мог пожертвовать жизнью, ибо видел, что в будущем эта жертва поможет достичь цели, и он, мертвый одержит победу над врагом!

Способность к предвидению проявлялась у ниндзя и на более низком, утилитарном уровне, например, во время боя ночной воин, определяя энергетический центр поединка, постоянно находился в нем, угадывая каждое движение противника. Это позволяло вести бой в соответствии с принципами кёдзицу тэнкан-хо - методами чередования восприятия истинного и ложного, когда медленное движение казалось молниеносным, неподвижность оказывалась молниеподобной быстротой, а мягкость таила сакки - смертоносную силу.

Приводимые примеры позволяют понять какими противниками были ниндзя в действительности, и почему даже презиравшие смерть самураи нередко теряли самообладание и чувствовали себя беспомощными перед высшим мастерством ночных воинов. Если говорить о боевом искусстве - то ниндзюцу является его вершиной, поскольку возводит в абсолют примат эффективности, в то время как школы традиционного будзюцу (а сейчас будо) все больше и больше становятся "вещью в себе", обрастая нефункциональными самоценными чертами, ритуалом ради ритуала и т. д. В качестве примера можно привести тренировки в специальных костюмах свободного кроя, босиком, на мягких матах, в защитном снаряжении, по определенным правилам (в пах не бить, в глаза не бить и т. д.). Попробуйте зимой, на обледенелом асфальте ударить противника ногой в голову, или попросите у готовящегося проткнуть Вас ножом бандита соблюдать правила, и Вы сами убедитесь в удивительной неэффективности и нефункциональности многих приемов каратэ, таэквондо и т. п. Да, эти виды будо прививают определенный навык самозащиты, улучшают реакцию, ставят удар и защиту, но одновременно с этим убивают спонтанность и интуицию, омертвляют и превращают в схему живое восприятие реального боя с его постоянно меняющейся ситуацией. Именно об этом писал Брюс Ли в "Тао Цзецюань дао" - пути опережающего кулака и большинство высказанных им мыслей повторяют основные заповеди нинпо - высшей истины воина.

Прошло время легендарных самураев, забылись жестокие междоусобицы Древней Японии и, мелькнув ночной птицей, канули в прошлое воины-невидимки, унося с собой секреты своего удивительного мастерства. Ниндзюцу принадлежит своей эпохе, и пытаться воссоздать его в наши дни так же бесполезно, как пытаться повернуть время вспять. Дошедшая до нас из глубины веков история воинов-теней служит удивительным примером того, чего может достичь человек, обладающий знанием и верой.

Новое на сайте
11.02.08 - Обновлен раздел "Download"
7.01.08 - Обновлен раздел "Download"
РЫклама




Rambler's Top100 Counter CO.KZ Яндекс цитирования
Dima Nevernyi © 2010   
X